К правилам

О героизме и менталитете ирландца на РИ "Красная Ветвь-2004"

Данный текст посвящен тому, как мастерская группа осмысливает понятие "герой Ирландского эпоса" применительно к игре. Мы не претендуем на истину в последней инстанции с точки зрения профессиональных исследований, однако в рамках нашей игры эта концепция и является "истиной в последней инстанции".

Кто такой герой?
Герой - знатный человек, принадлежащий к воинской элите (применительно к игре - человек, чей статус героя подтвержден мастерами). Это определенным образом отражается на его мировоззрении, поведении, суждениях, внешнем облике (см. правила по одежде) и речи (см. "Особенности стилистики речи древней Ирландии").
Герой, является защитником своего рода, человеком подвигов, занимающим активную позицию в вооруженных конфликтах (и зачастую сам инициирующий их), совершающий набеги с целью угона скота, взятия в плен, отрубания голов для умножения собственной славы.

Отличительные черты характера ирландского героя
Прямолинейность. Герой не думает о последствиях, он решает ту задачу, которая у него перед глазами. Пример: герой нападает на оскорбившего его другого героя, принимая во внимание то, что весь род убитого захочет отомстить. От подобных опрометчивых поступков героев зачастую спачали мудрые советы друидов, филидов и королей.
Самоуверенность. Герой всегда считает, что он - лучший.
Честность. Герой никогда не врет, ибо ему незачем. он считает себя выше этого.
Вспыльчивость. Герой в любом слове или действии ищет вызов своим способностям.
Доверчивость. Поскольку герой сам честен, он считает честными других.Сказанное слово ценилось невероятно высоко, поскольку не было письменности.

Герои на пирах
Одной войной сыт не будешь, и мы надеемся, что уважаемые игроки разделяют эту точку зрения. Обратившись к первоисточникам. мы увидим, что помимо многочисленных битв у бродов и в других местах герои охотно проводили сремя в пирах и состязаниях.
"…Как-то однажды собрались улады в Эмайн Махе, чтобы распить иарнгуал. По сто раз наполнялась чаша в такие вечера. Было это питье угля. На веревке, что протягивали от одной двери дома до другой, показывали воины свою ловкость. Девятью двадцати да еще пятнадцати пядей в длину был дворец Конхобара. Три искусных приема совершали воины: прием с копьем, прием с яблоком и прием с острием меча…"
("Сватовство к Эмер")

Пиры устраивались практически по любому поводу: начало или окончание похода, приезд гостей, сватовство, свадьба, поминки и т. д.
На пирах был важен порядок рассаживания участников трапезы согласно их статусу. Вопрос об определении статуса решался похвальбой своими подвигами, состязаниями или обращением к суждению уважаемого всеми человека. При этом статус правителя и людей знания всегда выше статуса героя.
Для устроителей пира считалось почетным прислуживать гостям.
Принято было слушать песни и сказания филидов и бардов, и каждый настоящий герой не скупился одаривать их за проявленное искусство. Различные игры, шутливые (и не очень - см. "пир у Брикрена") драки также имели место быть. Порой незначительные конфликты могли перерасти в вооруженные столкновения.

Герои и женщины
Видимое место в ирландском эпосе занимают взаимоотношения героев и дев. Приглянувшуюся деву мужчина уговаривал выйти за него замуж или разделить ложе (добрачные связи не считались позорными, а наоборот, набивали деве цену). при этом герйо похвалялся собой, свершенными подвигами, богатством, умениями (см. "Сватовство к Эмер"), хорошим воспитанием и т. д. Даром ему это не проходило: дева вполне могла услать потенциального жениха на новые подвиги, дабы он наверняка проявил себя в качестве достойнейшего кандидата в мужья. Впрочем, и герой мог потребовать у девы демонстрации ее достоинств и даров (умений, качеств). В случае, если родичи или воспитатели девы противились соединению с возлюбленным, деву можно было и украсть.
См. также текст "о взаимоотношениях полов на игре".
Что касается замужних женщин, матерей, наставниц, к ним герой относился согласно их социальной функции. Обидеть или убить слабую женщину герою не могло прийти в голову, а вот помочь, а иногда даже чему-то научится у нее - могло.

Герои и судьи
Насколько можно судить из законов, ирландцы зачастую решали спорные вопросы не воруженным путем, а путем ображения к брегону, королю или друиду. Эти люди были в большом почете и пользовались огромным авторитетом, считаясь заодно и неприкосновенными фигурами. Герои -и не только - обращались к ним по впросам получения/ уплаты выкупа за убитого сородича/ за невесту/ в случае кражи имущества/нанесения ущерба оружию/дому/чести. Естественно, что судящего полагалось одарить.

Герои и короли
Как видно из скел, герои действовали не только в одиночку, но и группой, объединенные под началом короля (или другого лидера). Король суть достойнейший из достойнейших. и подчинялись ему по собственной воле, предварительно выбрав (наследного права не было). В случае несогласия с действиями короля и мотивами этих действий герои вполне могли его покинуть и уйти на службу к другому владыке (см. "Изгнание сыновей Уснеха").
В случае нарушения правителем "Правды короля" (неправое суждение, проявление скупости, нарушение закона гостеприимства и т. д. - см. "Законы Ирландии") короля низлагали. Низложение короля декларируется друидом.
Человек с физическим уродством также не мог быть королем.
Отношение к королю может быть только уважительным, ибо нет в Ирландии понятия "плохой король". Или - хороший король, или - НЕ король.
Выборы короля представляли собой определенный ритуал, которым руководили люди мудрости.

Герой и герой
Как общались герои между собой? Нетрудно сказать: простыми, короткими и эмоционально окрашенными фразами (см. на сайте текст "Особенности стилистики речи древней Ирландии"). Особым красноречием герои не страдали, за исключением, вероятно. тех случаев, когда необходимо было деморализовать противника обидными прозвищами перед боем.
Кодекс чести героя гласил, что убийство противника в спину, возведение на него напраслины - позорно и ведет к потере собственной чести. А герой берег свою честь как зеницу ока.

Герои и друиды
Взаимоотношения героев с миром сакрального, видимо, тоже довольно просты. Друид в глазах любого ирландца - обладатель великих и только ему доступных знаний и великой мудрости, связующее звено между этим миром и Иным Миром, наставник, советчик. Без друида невозможны обрядаы и жертвоприношения, невозможна связь с землей и поддержка родной Ирландии (а без связи с сакральным человек превращался в ничто). Слово друида никогда не подвергается сомнению, а его решения не оспариваются. Друид - абсолютный авторитет. Отношение к друиду - это отношение к воспитателю, ибо ВСЕ герои в обязательном порядке воспитывались друидами.

Герои, их возницы и гонцы
Возницы и гонцы - полезные люди, хотя отнюдь не всегда герои. Возница в применении к игре - доверенное лицо, спутник и оруженосец героя, который зачастую принимае решение от имени своего господина или совершенно самостоятельно (См. "Болезнь Кухулина").
Гонец - прежде всего доверенное лицо короля, "дипломат и министр иностранных дел", парламентер. Отношение к нему соответствующее. Герою не зазорно воспользоваться услугами гонца, но любой труд должен быть вознагражден.

Герои и ремесленники
Ремесленник героем не является, но он тоже полезная и органичная часть мира. Убить ремесленника, равно как и любого другого, кто не может герою противостоять, недостойно для героя.

Герои и пленники
В плен можно взять кого угодно (на то и походы), но вот что потом с пленником делать? Можно дождаться выкупа за него, можно превратить в раба. Если пленник знатен, с ним обращаются согласно его происхождению, и тогда его нельзя превратить в раба.
Если герой выкупает/отпускает пленника, тот, по идее, становится его слугой на всю оставшуюся жизнь - в благодарность за спасение той самой жизни. А если ему еще и есть спасли (например, заплатили долги, в случае неуплаты которых человек становился рабом), тогда личная преданность спасителю практически не знает границ.
Исключение: если герой спасает своего друга.

Герои и рабы
Раб - он везде раб. Вещь. Так к нему и относятся.

Герой и его род
Род в древней Ирландии был "ячейкой общества". В исследованиях читаем, например: " Основной административной и территорияшьной единицей в Ирландии был туат… Это слово обозначает "племя, народ", а также упомребляемтся для обозначения занимаемой племенем территории." ("Кельтские королевства")
Герой - да и негерой тоже - воспринимал себя прежде всего как часть рода, члена семьи, и только потом как индивиуальность. Из такого мировоззрения вытекало сделующее: честь семьи ставилась выше собственной, и любые действия совершались исходя из того, будут ли они прославлять или позорить род. Каждый член рода обязан был знать его историю; особое внимание уделялось подвигам предков. Именно в похвальбе героя своим родом и собой в полной мере проявлялось красноречие, а состязания в той самой похвальбе являлись частым атрибутом пиров (см. "Пир у Брикрена", "Повесть о кабане Мак-Дато").
Применительно к игре это означает, что игроку необходимо знать (придумав или взяв из первоисточников) информацию о своих родителях (пусть даже приемных) и их достоинствах. Предполагается, что родители персонажа в большинстве случаев виртуально пристутствуют, а не покинули сиротинушку без роду-племени на произвол судьбы.
Соответственно, крепкие родовые связи порождали традицию кровной мести. Эта же традиция распространялась на молочных сестер и братьев, наставников и воспитанников. Зачастую узы побратимства были сильнее и важнее кровных, что выливалось как в крепкую дружбу("Смерть Кухулина"), так и в трагедию (см. "Бой с Фер Диадом"). Приемных же родителей почитали едва ли не больше, чем биологических.
На практике это значит, что каждому игроку неплохо бы решить, кто будет мстить за него в случае его смерти, кто и кому платит выкуп за невесту и т. п. и заранее договориться с этим человеком.