|
Письменность древних кельтов. Огам.
Материал составлен по следующим источникам:
1. "Кельтская цивилизация";
2. "Лики Ирландии";
3. "Наследие кельтов";
4. Сайт www.alia.ie/tirnanog/sochis
Предназначение письменности.
Употребление письменности было обусловлено кельтским понятием об истинной мудрости.
В Ирландии сама природа огамической письменности (поперечные горизонтальные и наклонные линии, с одной и с другой стороны вертикальной грани камня снизу вверх или знаки, вырезанные на куске дерева) препятствовала записи сколько-нибудь пространного текста и любому быстрому чтению: имя, высеченное на погребальной стеле, или вызов, обращенный к противнику; заклинали несколько букв – этим все и ограничивалось. Таким образом в продолжение всей древнейшей эпохи письменность была не запрещенной, а исключительной, предназначенной для обстоятельств, строго и четко определенных.
Письмо не является вариантом запоминания или передачи знания последующим поколениям, это практическое приложение магии и букв, подвластных богу-вязателю Огме: письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл. Отсюда можно понять, какую угрозу и какое благо оно может представлять. Записанное проклятие было еще более серьезным, чем устная сатира, которой достаточно было всего-навсего умертвить того, кто стал ее жертвой.
Когда в легендарных текстах речь идет об огамической письменности, она всегда используется с магическими целями: так друид Даллан пишет огамом на тисовых палочках, чтобы найти жену короля Эохайда, а в другой раз Кухулин пишет огамом на большой дубовой ветви, которой он окружает мегалит, для того, чтобы остановить войско Медб на границе Улада. Иное использование письменности не засвидетельствовано. В преданиях очень часто идет речь о вестниках и посланниках: их миссии всегда были чисто устными; условия, которые они предлагали, договоры, которые они заключали, гарантировались не запечатанными текстами, а свидетелями, слову которых верили без сомнения.
Структура огама.
Группы (или "семьи") из пяти знаков составляют основу тайного алфавита древней Ирландии, называемого "огам". По преданию, его изобрел бог Огме. Огамический алфавит состоял из набора прямых и наклонных черточек и точек, расположенных поперек прямой линии, которая называлась "ветвью". Всего в нем было 20 основных и 5 дополнительных "букв", каждая из которых носила название определенного дерева.
Первые три "семьи" (группы символов) передают различные согласные звуки, а четвертая – гласные. Пятая группа представляет собой дополнительную семью и, согласно средневековым трактатам, обозначает дифтонги.
В древнеирландских текстах есть упоминания о том, что огам служил друидам для передачи тайных посланий, а также для гадания. При этом обыкновенно использовались четыре круглые палочки или одна палочка с четырьмя гранями. Пять добавочных знаков в огамическом алфавите ( fordeda) считаются последующим вторичным дополнением. Даже по внешнему виду знаки пятой "семьи" отличались от знаков исконных семей.
Это письмо применялось главным образов в надписях на надгробных и подобных памятниках (приблизительно так же, как в северной Европе руны) чаще всего в юго-западной Ирландии, где были найдены сотни камней с огамическими знаками, и на противолежащем английском побережье. Древнейшими памятниками ирландской письменности считаются огамические надписи 5—6 веков до н. э.
Использование огама в христианский период.
В 5 и 6 веках н. э. в Ирландии уже распространилось христианство, и ирландские монастыри в известном отношении взяли на себя задачу старых друидских "школ". Устная традиция, сохранившаяся благодаря ученым поэтам, наследникам друидов, превратилась в письменную трудами монахов после крещения Ирландии: именно монахи записали и обработали сказания, которые таким образом дошли до нас. Однако огам использовался для записи заклинаний и вообще как тайнопись, даже после распространения латиницы.
Письменность на Игре.
До распространения христианства письменности в Ирландии не существовало. Практически весь народ от простого крестьянина до короля был неграмотным в современном смысле этого слова. Лишь друиды и их ученики могли обмениваться тайными посланиями с помощью огама, недоступного простым смертным. Естественно, прибывшие в страну монахи во главе со святым Патриком читали, писали и говорили на латыни. Таким образом, если вы хотите освоить чтение и письмо в течение Игры, вам следует либо быть учеником друида, либо завязать хорошие отношения с христианским священником и научиться от него искусству нанесения и восприятия специально закодированной информации. Для людей Ирландии сказанное слово имело куда большее значение, чем письменное (об этом говорится в статье об устной традиции рассказывания повестей), так что не стесняйтесь посылать гонцов или передавать вести с оказией. Помните, что устному посланию верили практически безооворочно.
Будучи друидом, вы должны хорошо представлять себе цели, способы и последствия нанесения огамических надписей на какие бы то ни было поверхности. Все эти вопросы можно обсудить с мастером по религии.
Огамический Алфавит.
|
434 |
10646 |
English name |
Ainm Gaeilge |
|
|
|
|
|
E0 |
1680 |
OGHAM SPACE MARK |
COMHARTHA OGHAIM SP БS |
E1 |
1681 |
OGHAM LETTER BEITH |
LITIR OGHAIM BEITH |
E2 |
1682 |
OGHAM LETTER LUIS |
LITIR OGHAIM LUIS |
E3 |
1683 |
OGHAM LETTER FEARN |
LITIR OGHAIM FEARN |
E4 |
1684 |
OGHAM LETTER SAIL |
LITIR OGHAIM SAIL |
E5 |
1685 |
OGHAM LETTER NION |
LITIR OGHAIM NION |
E6 |
1686 |
OGHAM LETTER UATH |
LITIR OGHAIM UATH |
E7 |
1687 |
OGHAM LETTER DAIR |
LITIR OGHAIM DAIR |
E8 |
1688 |
OGHAM LETTER TINNE |
LITIR OGHAIM TINNE |
E9 |
1689 |
OGHAM LETTER COLL |
LITIR OGHAIM COLL |
EA |
168A |
OGHAM LETTER CEIRT |
LITIR OGHAIM CEIRT |
EB |
168B |
OGHAM LETTER MUIN |
LITIR OGHAIM MUIN |
EC |
168C |
OGHAM LETTER GORT |
LITIR OGHAIM GORT |
ED |
168D |
OGHAM LETTER NGEADAL |
LITIR OGHAIM nG ЙADAL |
EE |
168E |
OGHAM LETTER STRAIF |
LITIR OGHAIM STRAIF |
EF |
168F |
OGHAM LETTER RUIS |
LITIR OGHAIM RUIS |
F0 |
1690 |
OGHAM LETTER AILM |
LITIR OGHAIM AILM |
F1 |
1691 |
OGHAM LETTER ONN |
LITIR OGHAIM ONN |
F2 |
1692 |
OGHAM LETTER UR |
LITIR OGHAIM ЪR |
F3 |
1693 |
OGHAM LETTER EADHADH |
LITIR OGHAIM EADHADH |
F4 |
1694 |
OGHAM LETTER IODHADH |
LITIR OGHAIM IODHADH |
F5 |
1695 |
OGHAM LETTER EABHADH |
LITIR OGHAIM ЙABHADH |
F6 |
1696 |
OGHAM LETTER OR |
LITIR OGHAIM УR |
F7 |
1697 |
OGHAM LETTER UILLEANN |
LITIR OGHAIM UILLEANN |
F8 |
1698 |
OGHAM LETTER IFIN |
LITIR OGHAIM IF НN |
F9 |
1699 |
OGHAM LETTER EAMHANCHOLL |
LITIR OGHAIM EAMHANCHOLL |
FA |
169A |
OGHAM LETTER PEITH |
LITIR OGHAIM PEITH |
FB |
169B |
OGHAM FEATHER MARK |
COMHARTHA OGHAIM EITE |
FC |
169C |
OGHAM REVERSED FEATHER MARK |
COMHARTHA OGHAIM EITE THUATHAIL |
FD |
169D |
(This position shall not be used) |
(N б hъsбidtear an suнomh seo) |
FE |
169E |
(This position shall not be used) |
(N б hъsбidtear an suнomh seo) |
FF |
169F |
(This position shall not be used) |
(N б hъsбidtear an suнomh seo) |
|