|
<--Back
Кельтское
наследие в
Средней и
Северной
Европе
В
Средней
Европе
границы
Римской
империи еще
до рубежа
летоисчислений
оказались у
самых
берегов
Дуная.
Области на юг
от Дуная до
его северо-южного
течения
сделались
римскими
провинциями,
как Реция и
Норик, так и
обе Паннонии,
Верхняя и
Нижняя.
Римляне
подорвали
могущество
даков, а
местами
продвинули
свою границу
на север от
Дуная. К югу
от Дуная
расцвела
новая жизнь,
влияние
которой
просачивалось
и в южную
Моравию и в
Словакию, так
как обе эти
страны стали
непосредственными
соседями
Римской
империи.
Римское
господство
скоро
оперлось на
систему
военных
крепостей и
городов с
гарнизонами
легионеров
при Дунае,
Виндобоне-Вене,
в Карнунте (Сагпип1ит),на
современной
австрийской
территории
против
словацкого
Девина, в
Скарбанции -
Шопроне у
Низедерского
озера и
Аррабоне (нынешний
Раб-Дьер), в
Бригетии на
венгерской
территории
против
Комарно и
особенно в
Аквинке (Аквинкум)
в
современной
будапештской
области. На
некоторое
время,
особенно во 2
веке, римская
власть
укрепилась
также
севернее в
Мушове у
Микулова в
Моравии или в
Ступаве в
Словакии; в
самое
последнее
время была
найдена
римская
усадьба в
Милановцах у
г. Нитра.
Известная
латинская
надпись на
скале в
Тренчине
свидетельствует
о том, что
около 179 г.
римская
армия
проникла в
эту часть
Словакии.
Неспосредственно
по соседству
с
современной
Моравией и
Словакией
возникли два
особенно
крупных
центра,
Карнунт,
через
который шли
международные
пути, и Аквинк
с военным и
гражданским
городом; в
этих местах
количество
населения
достигало
нескольких
десятков
тысяч. На
южном берегу
Дуная была
построена
римская
дорога,
вымощенная
камнем, а
сообщение по
Дунаю
поддерживал
римский флот.
Однако
остатки
кельтских
поселений и
племенной
организации
бойев
удержались в
Паннонии
несомненно в
течение
всего 1 века
нашей эры, и
кажется, что "civitas
Boiorum"'существовала
еще во 2 веке.
Равно и
кельтские
имена в
надгробных
надписях
свидетельствуют,
что наряду с
иллирийцами
кельты
составляли
значительную
часть
тогдашнего
населения;
некоторые
эмблемы на
этих
надгробных
памятниках
также
говорят об их
кельтском
происхождении.
Кельтские
влияния
заметно
сказываются
как в
производстве,
так и в
художественных
ремеслах. В
середине
последнего
столетия до н.э.
в тяжелом
положении
оказались
также
остатки
чешских
кельтов. С
севера их уже
долгое время
сильно
теснили
германцы, а
небольшие
германские
группы уже
прочно
обосновались
в стране не
только там,
где Эльба
переходит
чешскую
границу, но и
в области г.
Чешская Липа (Естржеби)
и между
городами
Турнов и
Чешский Дуб (кобыльская
группа
погребений с
трупосожжением).
Кельты
спешно
возводили
оппидумы в
южной части
страны, но это
не могло уже
повлиять на
ход событий.
Примерно в 10-8
гг. до н. э.
германские
дружины
растеклись
по всей
стране,
вызвали
падение
оставшихся
кельтских
твердынь и
вскоре во
главе с
Маробудом и
племенем
маркоманов
образовали
новую
политическую
силу. Не
исключено,
что Маробуд
обосновался
в одном из
захваченных
кельтских
оппидумов.
Можно
предполагать,
что в Чехии
оппидумы еще
жили
определенное
время и при
новой,
германской
власти, в
начале нашей
эры, главным
образом там,
где еще
работали
некоторые
кельтские
мастерские.
Кельтское
могущество в
нашей стране
пало, в Чехии,
по всей
вероятности,
раньше, чем в
Моравии, а
власть бойев
в Паннонии
была уже за
пятьдесят
лет до этого
сломлена
напором
даков. Однако
нельзя
забывать о
том, что
наследие
кельтов
между тем
сделалось
прочным
достоянием
культуры
Средней и
Северной
Европы и
послужило
базой
дальнейшего
развития.
Культура
самих
германцев,
которые
ускорили
падение
власти
кельтов в
Чехии, а позже
и в Моравии,
была уже
сильно
кельтизированной
культурой.
Еще во 2 веке
они переняли
из кельтской
среды много
технических
навыков в
производстве,
в
изготовлении
украшений (особенно
фибул) и
керамики.
Иногда
весьма
трудно
отличить, что
является в
материальной
культуре
германцев их
собственным
творчеством,
а что
возникло под
кельтским
влиянием.
Равно ив
позднее
римское
время еще
явно
сказывается
кельтское
прошлое
страны, ее
кельтское
наследие, а
возможно, и
существование
некоторых
мелких
кельтских
групп.
Производство
керамики на
гончарном
кругу
прекратилось,
но керамика,
изготовляемая
ручным
способом, и в
начале новой
эры по своим
формам,
отдельным
элементам и
способу
производства,
напоминает в
Чехии и
Моравии
кельтские
образцы.
Производство
украшений и
особенно
фибул во всем
дунайском
бассейне
исходит из
позднелатенских
форм, в
художественных
ажурных и
других
работах
постоянно
используются
мотивы
кельтской
орнаментики.
Целые наборы
кельтских
железных
орудий и
инструментов,
сельскохозяйственных
и
ремесленных,
использовались
во всей
Средней
Европе и
почти без
изменений
сохранились
до расцвета
средневековья.
Технические
и
технологические
достижения
кельтов
пустили
очень
глубокие
корни.
Кельтские
племена ушли
со сцены как
политический
фактор, но их
наследие
сделалось
основой
дальнейшего
развития и
переживало в
последующие
эпохи
моменты
известного
возрождения.
Общим
достоянием
остались
также многие
названия,
особенно
некоторых
рек и
возвышенностей.
Кельтского
происхождения,
по-видимому,
названия
Лабы, Огрже.
Изеры, а
возможно и
Мже, а также
некоторых
рек в
Словакии;
кельтское
происхождение
приписывается
старым
названиям
среднеевропейских
возвышенностей,
Герцинскому
лесу ("дубовый"
лес),
Судетским
горам (горы "диких
кабанов"?) и
Габрете,
древнему
названию
нашей Шумавы.
Равно и
многие имена
"городов",
приводимые
во 2 веке
александрийским
ученым
Клавдием
Птолемеем, по
всей
вероятности,
происходят
от старых
кельтских
торговых
центров в
Средней
Европе.
Кельтское
влияние и
латенская
культура
проникли не
только на
польскую
территорию к
северу от
Карпат и
оказали там
сильное
влияние на
последующее
развитие, но и
на
северовосток,
на
территорию
современной
Украины. В
Закарпатье
кельтские
поселения
обнаружены в
районе г.
Мукачево, еще
далее на
Украину
проникло
сильное
культурное
влияние и
торговые
связи, следы
которых мы
находим в
культурах на
рубеже
летоисчисления,
например в
северном
Причерноморье
и в
зарубинецкой
культуре
Поднепровья.
Наиболее
ярко это
влияние
отражается в
производстве
фибул,
которые
исходят из
кельтских
образцов.
Такое же
положение
было и в
Северной
Европе. Еще в
раннелатенское
время
различные
кельтские
изделия
попали в
Данию и в
южную
Скандинавию,
например
некоторые
украшения,
особенно
фибулы,
художественно
исполненные
культовые
котелки,
культовые
колесницы с
богатой
оковкой. Эти
кельтские
импортные
товары
позволяют
археологии
разработать
более точную
хронологию
развития
Северной
Европы и
проследить
элементы
кельтской
культуры и в
более
позднее
время. Когда
во 2-3 веках в
галльско-римской
среде настал
период
известного
кельтского
возрождения,
носителем
которого
были, главным
образом,
народные
массы,
плодами
этого
возрождения
воспользовался
и север
Европы.
Отдельные
элементы
кельтского
происхождения
проявляются
затем в 7-10
веках в
деталях
украшений
осеберской
ладьи, в
еллингском
стиле и в
других
работах;
конечно,
исключительно
этими
элементами
художественное
творчество
не
исчерпывается,
это лишь
реликты и
отголоски,
видоизмененные
и
дополненные
в
последующие
эпохи.
Значение
кельтов для
европейской
цивилизации
не имеет
аналогии в
древнейшей
истории
Европы. В
древнее
время им
принадлежит
заслуга
сближения "варварской"
Европы с
источниками
развитой
южной
культуры и
цивилизации
рождающегося
античного
мира. Позже
кельты
использовали
свои
организаторские
способности,
свои
технические
достижения и
содержание
художественных
произведений
и создали ту
экономическую
и торговую
базу,
основные
черты
которой
наложили
свою печать
на среду в
целом. Они
обогатили
европейскую
цивилизацию
более
совершенными
производственными
методами и
процессами,
ввели
большую
специализацию
производства
и тем самым
создали
предпосылки
для
последующего
развития в
средние века.
Они
завершили в
Средней
Европе
древнейшее
развитие
цивилизации.
Позже они
потеряли
свои
политические
и
экономические
позиции, но
кельтские
традиции с
очаровательными
отголосками
в мелких
художественных
произведениях
и их
таинственным
миром
героических
подвигов,
легенд и
сказаний, так
упорно
коренящиеся
особенно на
западе,
сделались
богатейшей
сокровищницей
европейской
культуры, из
которой
черпали ее
выдающиеся
представители.
Современный
мир часто
даже не
сознает
этого.
|