|
<--Back
Кельтские
традиции в
Ирландии и в
Британии
Главным
оплотом
кельтских
традиций и
кельтского
наследия
остались
британские
острова и
особенно
Ирландия и
Шотландия.
Там процесс
развития
ничем не
нарушался и в
то время,
когда
кельтская
Галлия уже
подвергалась
глубокой
романизации,
почти в
течение
всего 1 века н.
э. После
походов
Калигулы
покорение
островной
области
продолжал
Веспасиан, а в
86 г. н. э.
Агрикола
начал
строить
линию
обороны
между Клайд и
Ферт-оф-Форт,
которая была
закончена
однако лишь
во 2 веке при
императорах
Адриане и
Антонине Пие.
В особенно
выгодном
положении
находилась
Ирландия, где
не удалось
укрепиться
ни римской, ни
позже англо-саксонской
власти; она
осталась
культурным и
религиозным
центром
кельтского
мира,
сохранив
свой
кельтский
характер
вплоть до
нового
времени. Но и
Шотландия
имела
возможность
сохранять
кельтские
традиции.
Шотландцы,
ирландские
захватчики и
поселенцы в
северной
Британии,
проникали
туда еще во 2
веке, а в 4 веке
н. э. о них уже
прямо
говорят
источники.
Они основали
шотландское
государство,
поглотившее
старых
пиктов и
каледонцев и
умножившее
кельтское
население в
Уэльсе,
Корнуэлле и
на острове
Мэн. Старые
кельтские
традиции
держались
там очень
упорно. Еще в 1249
г. там
происходило
торжественное
возведение в
должность
шотландского
короля.
Король после
церковной
коронации в
храме
приводился в
процессии к
священному
камню, где ему
читалась вся
его
родословная
на гэльском
языке, а народ
воздавал ему
почести.
Островное
кельтское
искусство
развивалось
самостоятельно
еще в начале
нашей эры, и
римское
влияние в
конце 1 века
коснулось
сначала
территории
Англии. В это
же время
получила
развитие
особая
кельтско-романская
эмальерная
индустрия,
использовавшая
стилизованный
растительный
орнамент и в
общих чертах
порою
близкая
галльским
украшениям terrae
sigillatae, часто
применялась
трехцветная
эмаль, что
позволяло
более ярко
выделить
узор на фоне.
В северной
Англии, на
территории
враждебно
относящихся
к Риму
бригантов,
еще во 2 веке
достигает
высокого
уровня
художественная
обработка
металлов.
Свою долю в
художественно-ремесленное
производство
вносит и
Шотландия,
где
изготовляются
шейные
обручи с
чеканным
рельефом с
видоизмененными
кельтскими
узорами. Это
до известной
степени
некое
возрождение
кельтского
искусства,
частично уже
оплодотворённого
южными
элементами; в
нем снова
проявляются
уже хорошо
известные
способности
кельтов
перерабатывать
чужие
образцы в
собственном
духе.
Абстрактность
кельтской
орнаментики
в островном
искусстве
была
доведена до
предела. Это
уже не просто
стилизация
естественных
форм, а
совершенно
новое
творчество,
создающее
независимые
от природы и
действительности
формы. Когда
восточной и
центральной
Англией в
середине 5
века
овладели
англы и саксы,
часть
населения
Британии
передвинулась
в
арморийскую
область в
Бретани,
часть
осталась.
Ирландия же
осталась
кельтской,
как и
Корнуэлл,
Уэльс и
северо-западная
Англия.
Отстаивание
кельтских
позиций в
этот период
связано с
некоторыми
именами, как,
например,
Аврелий
Амброс и
король Артур;
их подвиги
послужили
основой
нового цикла
легенд. Очень
рано, еще в 4
веке, в
Ирландии
появляется
христианство,
которое
пускает там
весьма
глубокие
корни. В 5 веке
обращению
населения в
христианство
особенно
помог Патрик.
На
территории
отдельных
племен в
Ирландии
возникали
монастыри,
мужские и
женские,
которые,
однако, не
образовыали
единой
организации,
не были
связаны
единством
устава и были
вне системы
папского
централизма.
Христианство
в Ирландии,
таким
образом, уже
начиная с 4
века,
развивалось
изолированно
и могло
сохранять
различные
древние
обычаи.
|