|
<--Back
Романизация
Галлии и
кельтское
наследие
Для
собственно
Галлии
галльская
война Цезаря,
победоносно
законченная
в середине
последнего
столетия,
явилась
рубежом.
После нее
наступил
период
романизации
Галлии со
всеми ее
последствиями.
Мужчины были
вынуждены
сложить
оружие и
заняться в
первую
очередь
сельским
хозяйством,
так как
римские
армии
нуждались в
большом
количестве
продовольствия.
Романизация
шла с юга
Галлии, где
римляне
обосновались
уже ранее,
создав там
прочную базу
для
дальнейшего
продвижения.
Территория,
когда-то
занятая
лигурийскими
племенами,
народом
суровым и
жестоким,
мужчины
которого
обладали
силой диких
животных, а
женщины не
уступали им в
силе и
ловкости,
была уже
давно
кельтизирована,
а затем
занята
римлянами. В
Провансе еще
при первом
императоре
Августе была
введена
новая
организация,
и он во всех
отношениях
стал очень
похожим на
Италию. В
новой эре
Галлия
снабжает
римлян
главным
образом
продуктами
сельского
хозяйства. На
юге были
оливковые
рощи,
плантации
фиговых
деревьев и
виноградники,
в остальной
Галлии
возделывались
злаки и
разводились
все виды
скота.
Римляне
сломили
влияние и
могущество
друидов,
опасных в
моральном и
интеллектуальном
отношении, и
ввели
римское
право.
Римские
чиновники и
торговцы
быстро
наводнили
всю страну.
Для нового
режима было
весьма
целесообразным
опереться
главным
образом на
кельтскую
знать, бывших
"всадников",
которая
после потери
независимости
и падения
оппидумов
охотно и
быстро
приспосабливалась
к римскому
высокому
уровню жизни.
Строители и
техники,
призванные с
юга, строили
для них
просторные
жилые дома и
деревенские
усадьбы и
обставляли
их с южной
роскошью; с
установлением
римской
власти при
возведении
построек уже
повсеместно
применялся
раствор. Рим,
следовательно,
опирался на
земельную
аристократию,
сохранившую
в своих
сельских
владениях
обширную
клиентелу.
Римская
администрация
юридически
закрепила
власть
господствующего
слоя. Были
составлены
земельные
кадастры,
связанные с
переписью
населения и
земельных
владений;
последние
были
обложены
налогом.
Земельные
владения тем
самым были
индивидуализированы,
фундус (поместье)
превратилось
в
обособленную
единицу, в
которую
входили леса,
поля,
виноградники,
плавильни и
мастерские;
такая
недвижимость
получала и
собственное
наименование,
не
изменявшееся
и при
перемене его
владельца.
Для местной
кельтской
аристократии
особую
привлекательность
приобрели
основываемые
новые города,
предоставлявшие
возможность
жить с
удобствами и
на высоком
жизненном
уровне, а
часто и
возможность
стать
римским
гражданином
со всеми
правами и
преимуществами.
В этом
отношении
Рим уже на
рубеже эр
проявил
большую
активность.
Количество
городов
быстро росло
уже при
Августе и его
преемниках
как в Галлии,
так и в
Швейцарии, а
позже и в
бассейнах
Рейна и Дуная.
Выше мы уже
назвали
много новых
городов на
юге
современной
Франции с их
театрами,
водопроводами
и другими
сооружениями.
Жителей
Бибракты
Август в 5 г. до
н.э. переселил
в новый город
Августодун (Отен).
В то же самое
время, когда
возник Лион,
называют и
Раурику (позже
Августа
Раурика) в
конце пути
через Альпы
по перевалу
Бол. Сен-Бернар.
Еще при
Цезаре для
защиты от
набегов
знаменитой
гельветской
конницы была
основана
Колония Юлия
Эквестрис,
затем
Новиодун и
другие
поселения.
Сам
император
Август между
27 и 28 гг. до н.э.
четыре раза
посетил
Галлию.
Камбодун в
районе
нынешнего
города
Кемптен на
берегу
Иллеры был
основан во
времена
Тиберия (первоначальные
деревянные
постройки
еще в 1 веке
были
заменены
каменными),
как и лагерь
легионеров
Виндонисса в
современной
Швейцарии, в
связи с
сооружением
укреплений в
Германии в 17 г.
н.э. Схема
городов была
единообразной
и была
приспособлена
военным
нуждам. В
центре был
форум,
площадь-место
народных
собраний и
рынок, затем
храм,
базилика для
официальных
актов и
отправления
правосудия.
На форуме
перекрещивались
пути, вокруг
форума были
расположены
торговые
кварталы и
мастерские,
на периферии
в просторных
домах с
колоннадами
жила
аристократия.
Строились
прочные
дороги - шоссе,
в
большинстве
случаев на
средства
городов и
собственников
земли. Равно и
колонизационная
деятельность
Рима в
рейнских
областях
имела важное
значение,
которое
можно
приравнять к
значению
строительства
в средние
века.
Возникали
великолепные
постройки и в
сельской
местности.
Кроме домов
вельмож
скорее
городского
характера (вилла
урбана),
строились
виллы-усадьбы
(вилла
рустика) с
просторными
жилыми и
хозяйственными
зданиями.
Безопасность
провинции и
всей империи
обеспечивалась
отборными
войсками,
римскими
легионами,
которые
позже
дополнялись
вспомогательными
отрядами из
местного
населения.
Границы с
германским
миром на
Рейне и Дунае
требовали
сильной и
постоянной
защиты, и
десятитысячные
гарнизоны
проводили
здесь долгие
годы.
Постепенно
возник
крепостной
пояс с
военными
лагерями (кастра
и касталли)
римских
гарнизонов, с
небольшими
крепостцами
и
сторожевыми
башнями. В
первых двух
веках эта
военная
граница (limes romanus,
рис. 50)
установилась
в
прирейнских
областях,
откуда
тянулся пояс
соединительных
укреплений
до самого
Дуная, и
продолжалась
по Дунаю до
Карпатской
котловины.
Военные
лагери были
весьма
благоустроенными,
что должно
было
облегчить
жизнь
легионеров,
прибывающих
из южных
стран, на
негостеприимном
и суровом
севере. В
жилые
помещения
подводилось
центральное
отопление "hypocaustum",
сооружались
бани "balneum" и
вводились
другие
усовершенствования.
Под защитой
крепости
вырастали саnаbае,
поселки
маркитантов
и торговцев,
так что
возникал
целый
военный
город с
собственным
амфитеатром;
неподалеку
часто
вырастал
второй город,
гражданский,
в котором
также было
все
необходимое
для
обеспечения
высокого
жизненного
уровня
населения.
При
галльских
городах
затем
возникали
колонии
ветеранов,
отставных
военнослужащих.
Все эти
существенные
перемены
оказывали
влияние на
жизнь как в
Галлии, так и
в провинциях
на восток от
Галлии, в
Реции, Норике
и в Паннонии
до самой
нынешней
будапештской
области.
Таким
образом,
победа Рима в
Галлии не
принесла с
собой
социальной
революции.
Большинство
населения по-прежнему
жило в
деревнях,
было более
прочно
привязано к
земле.
Романизация
проникала
туда
значительно
медленнее.
Именно это
деревенское
население
сохранило
язык, старый
быт, старые
правы и
обычаи и
иногда
мятежами
пыталось
пресечь
процесс
колонизации
и
романизации.
Кроме того
эти широкие
круги с
собственной
продукцией
сохраняли
также старые
технические
знания и
производственные
методы,
приспосабливая
их к
изменявшимся
требованиям,
так что
галльские
мастерские
продолжали
работать и в
римскую
эпоху и даже
стали
основой
всего
провинциально-римского
производства.
Развитое
кельтское
производство
керамики
было
предвестием
крупного
керамического
производства
в римский
период. "Терра
сигиллата",
особо
клейменная
благородная
керамика с
тонким
красноватым
покровом,
часто
украшенная
рельефными
фигурными и
растительными
мотивами,
первоначально,
т. е. в первом
веке до нашей
эры,
производилась
в Италии, в
частности в
Ареццо (ареццинские
товары). Позже,
при Тиберии,
производство
было
перенесено в
Галлию,
сначала на юг,
затем в центр
и наконец в
прирейнские
области.
Вскоре
возникли
мастерские
во многих
местах: в Ля-Грофесенк
на юге, в Лезу
в средней
части, в
Рейнцаберне
и в ряде
других мест,
иногда и на
другом
берегу Рейна.
Однако
крупные
гончарные
мастерские
арвернов в Ля-Грофесенк
и в Лезу (Пюи-де-Дом)
работали еще
до прихода
римлян и
снабжали
значительную
часть Галлии
своими
кувшинами и
мисками.
Производство
благородной
керамики,
следовательно,
перемещалось
из Италии в
галльские
области со
старой
гончарной
традицией
отсюда
изделия
развозились
не только в
провинции, но
и в области,
расположенные
севернее, в
современную
Германию,
Польшу и в
Чехию. Об
участии
местных
гончаров в
этом
производстве
свидетельствуют
также клейма
мастеров с
галльскими
именами. Это
относится и к
изготовлению
бронзовых
сосудов,
поскольку
позже им
занимались в
Галлии и в
прирейнских
областях, и к
стекольной
промышленности,
которая в
Галлии и
особенно в
рейнских
областях в
римскую
эпоху
пустила
глубокие
корни. С
первыми
шагами
стекольной
индустрии мы
познакомились
уже в период
расцвета
оппидумов, в
которых по
существу
рождалась
слава этой
производственной
отрасли. В
остальном,
разумеется,
общественная
жизнь
находилась
под сильным
влиянием
италийских
обычаев. И в
старые
кельтские
верования в
значительной
степени
проникали
ныне римские
представления,
для старых
кельтских
богов
находились
соответствующие
им боги в
римском
пантеоне, их
имена
отождествлялись
и
смешивались.
Под влиянием
римской
среды и в
кельтском
мире
появляется
также
храмовая
архитектура
более
четкого типа.
С того
времени, как
начало
сказываться
непосредственное
римское
влияние,
начиная с
рубежа
старой и
новой эр, а
затем и в
эпоху
Римской
империи,
воздвигаются
многоугольные
или круглые
храмы, обычно
с внешней
галереей. В
настоящее
время таких
храмов
известно
множество
как на
территории
треверов и
медиоматриков
на Мозеле и
Саре, так и на
территории
эдуев и
мандубиев
между
истоками
Сены и
Верхней
Луарой и
далее на
запад; мы
находим их
также в
Британии,
главным
образом там,
где
поселились
племена
белгов, реже в
Рециии
Паннонии. Они
воздвигались
в стороне от
поселений,
что говорит о
старых
религиозных
представлениях
о священных
местах на
вершинах
холмов, у
истоков рек
или на
перекрестках.
Центром этих
святилищ
являлось
небольшое
помещение (cella),
часто
овальное,
диаметром
лишь 5-10 м;
вокруг этого
центрального
помещения
шла терраса, с
внешней
стороны
открытая или
с колоннадой.
Эти
святилища
были местами
культа
кельтских
божеств, в их
устройстве
перемежаются
кельтские и
римские
элементы.
Некоторые
исследования,
например в
Трире, дают
возможность
предполагать,
что в более
старое время
такие
постройки
воздвигались
из дерева, но
уже в 1 веке
появляются
каменные
постройки на
известковом
растворе, как
многоугольные,
которые
часто
считаются
более
древним
типом, так и
круглые.
Небольшой
храм в
Бибракте (Dea Bibracte)
относится по
всей
вероятности
к периоду,
когда
население
уже
переселилось
в новый город
Августодун (Отен);
это
подтверждается
и тем фактом,
что в храме
было найдено
107 галльских
монет и лишь 10
римских.
Равно и в
скульптуре,
как и в прочих
отраслях,
сказывается
римское
влияние.
Более полное
использование
пластической
формы и более
реалистический
подход
вытесняли
старую
кельтскую
стилизацию и
схематизацию
как при
изображении
людей, так и
животных.
Кроме старых
местных
изображений
кабана,
собаки, коня,
галльского
петуха
появляются
изображения
и чужеземных
экзотических
животных-льва
и другие
восточные
мотивы.
Статуи людей
или головы из
камня и
бронзы
обрабатываются
совершеннее,
реалистичнее,
но старый
кельтский
характер
сказывается
и здесь, как в
типично
кельтском
щите, которым
вооружен
галльский
воин из
Мондрагона (таб.
XIX), так и в
кельтском
оружии и в
символах на
триумфальной
арке в
Нарбоне или в
блестяще
исполненной
бронзовой
голове
кельтского
жителя
современной
Швейцарии (таб.
XXI), которая
несет следы
кельтской
орнаментики
в отделке
волос и
бороды. О
многочисленных
мелких
вотивных
статуэтках
этого
времени мы
упоминали
уже выше.
Часто трудно
различить,
что является
произведением
местного
галльского
художника, а
что - работой
того, кто
несколько
обжился в
Галлии.
Галльская
атмосфера
влияла и на
художников,
переселявшихся
из других
областей.
Отдельные
элементы
взаимно
переплетались.
Влияние
древнего
кельтского
искусства
сказывается
и в
последующие
эпохи, во
времена
меровингов,
каролингов и
даже во
времена
романского и
готического
стилей; оно
проявляется
и в пластике,
где
используются
отдельные
декоративные
мотивы, в
изображении
человеческих
голов и в их
сочетаниях (Сен-Бенуа-сюр-Луар).
Разумеется,
над Францией
пронеслось
между тем
много бурь, на
нее напирали
германцы,
алламаны, а
затем франки,
она
почувствовала
и давление
гуннов при
Аттиле;
местная
среда, таким
образом,
воспринимала
много новых
веяний.
Однако ни
инфильтрация
римских
воззрений и
римского
образа жизни,
ни
последующие
волны
различных
течений не
смогли
полностью
заглушить
старые
кельтские
традиции. Они
живы во
Франции до
сих пор в
языке и в
топонимике.
Во многих
случаях
названия
племен
перешли в
названия
городов,
остались
названия гор
и рек, доныне
сохранились
многие
названия в
сельскохозяйственной
среде; часто
они не имеют
ничего
общего с
более
поздней
латынью,
которая
укоренилась
лишь в
церковной
среде, когда
церковь и
храм
одержали
победу. Равно
и многие
черты
феодального
строя живо
напоминают
нам в
некоторых
отношениях
то положение,
которое в
свое время
было
характерным
для
кельтского
общества; в
значительной
степени это
было
предвестием
последующего
развития, в
ходе
которого
были созданы
окончательные
предпосылки
для победы
нового
общественного
строя.
|