<--Back        

Кельтские священные места, огражденные участки и святилища

Во внутренних районах кельтского мира, в рейнских областях и в чешских землях мы не находили в латенский период храмов и святидищ такого типа, как в южной Франции. Здесь есть лишь доказательства о существовании священных мест культового характера, ограниченных забором, валом или рвом, в большинстве случаев очень простым. Часто это был лишь участок земли, на котором находилась роща со священными деревьями или определенное дерево, а иногда просто кол или столб. Священными были некоторые леса и горы, "1осi consecrati", священные места, где кельты приносили жертвы богам, как нам сообщает сам Цезарь. Необходимо иметь в виду старые традиции и обычаи, которые удержались с предшествующих времен. В Кобенер Вальд между Кобленцом и Майном была обнаружена круглая площадка (Goloring) диаметром свыше 200 м, окруженная валом и внутренним рвом; в возвышенной центральной части находилась столбовая яма, в которой первоначально стоял деревянный столб, по-видимому довольно высокий. Захоронений на площадке не было, но в центре ее и во рву были найдены гальштаттские черепки. Такие объекты пока имеют не много систематически открытых аналогий. В 1959 г. работники Института археологии Чехословацкой Академии наук открыли под руководством А. Рыбовой в Либеницах у Колина в средней Чехии овальный культовый объект длиною более 80 м (80 x 20м), ограниченный рвом. В восточной половине объекта была система ям с широкой каменной стелой, отчасти искусственно обтесанной, а перед ней овальное основание некоего жертвенного стола, составленное из крупных камней. Ввиду того, что рядом с ним были найдены следы дерева и две шейных гривны из проволоки, можно предполагать, что гривны в свое время находились на деревянном столбе (или столбах), а вокруг этого символа производились культовые обряды. Множество костей животных также говорит о жертвоприношениях. Керамика, найденная в этом месте (главным образом черепки), относится к гальштаттско-латенскому времени, примерно к 4-3 векам. Во второй половине культовой площадки был найден костяк женщины, относящийся приблизительно к 3 веку, с погребальным инвентарем кельтского характера, с латенскими бронзовыми фибулами со свободной пяткой, с кольцами и браслетами. Это уже второй объект культового характера в Чехии. В первом, в МшецкихЖехровицах, по-видимому более позднем, была найдена голова героя (рис. 44). Нельзя забывать, что в латенское время роль символа божественного могущества играли также шейные гривны высокохудожественной работы. Серебряный торквес из Трихтингена в Германии (таб. XXII, железная основа), блестящая кельтская работа примерно 2 века до н.э., весит 6,75 кг и использование его в качестве шейной гривны мало вероятно; скорее всего он висел на каком-нибудь деревянном столбе или идоле. В Фрилфорде в Беркшире было открыто место с шестью большими столбовыми ямами, идущими двумя параллельными рядами; у подножья одного столба был умышленно положен железный сошник; реконструировать всю площадку уже не было возможности. Судя по найденным в погребениях фибулам, можно говорить о латенском времени и периоде галльско-римском. В Экюри-ле-Репо были в центре огороженной площадки четыре столбовые ямы, расположенные по квадрату, с большой ямой посредине; вполне возможно, что там когда-то находилось крытое сооружение со священным столбом или изображением бога. Упоминавшаяся выше голова кельта с торквесом, найденная в Мшецких Жехровицах, была обнаружена в яме, находящейся на прямоугольной площадке площадью 200 X 105 м с насыпным валом, разделенной внутри дополнительными валами на три части; несомненно, что и здесь было место культа. Некоторые деревья наделялись божественными качествами или хотя бы магической силой. Доказательства этого имеются и в более поздних римских надписях или в ирландских текстах. В них упоминаются боги дуба и бука (deus fagus - бог бука, deus sex arbores - бог шести деревьев, deus robus - бог дуба и др.). Согласно Максиму Тирскому ствол дуба служил кельтам в качестве статуи Юпитера. В Ирландии встречаются упоминания о священном дереве (bile) и некоторые личные и племенные имена говорят о той же связи (ирландский Мак Ибар, сын тиса, название Эбуронес заключает в себе также название тиса, галльское имя Гуидген означает, вероятно, сын дерева, леса или ольхи). Некоторые кельтские священные места были связаны с захоронениями или, возможно, захоронения выдающихся лиц служили основой священности этих мест. Нам известен относящийся к раннему периоду камень из Штоккаха в Вюртемберге, связанный с трупосожжением под курганом. В северо-восточной Франции на Марне есть площадки, окруженные четырехугольным рвом, служащие общими местами погребения для определенных родов. Обычай сооружать круг (ров) вокруг захоронения или вокруг всего кургана был довольно распространен еще с бронзового века и сохранился в гальштаттское и латенское время. Из этого не следует, однако, что вообще кельтский храм был по существу огороженной могилой какого-либо героя. В топонимике почти во всём кельтском мире широко распространено слово "неметон", которое, вероятно, также имеет связь со священностью места "Неметон", по всей вероятности, кельтское святилище, не всегда было зданием: часто, по-видимому, это была только священная роща. В северо-западной части Иберийского полуострова упоминается Неметобрига, на территории атребатов в северо-западной Галлии Неметакум, в малоазиатской области - Друнеметон, как место собрания галатов; в Британии находился Вернеметон, в южной Шотландии - Медионеметон. В Ирландии, согласно Пауэлу, "фиднемед" означало священный лес, латинские глоссы присоединяют к слову "немет" слово saclleum, ограда, место культа. Автору глоссы 8 века известно слово "нимидас" - священное место в лесу или роще. Более поздние записи также говорят о лесе Немет, а по свидетельству древних писателей, друиды часто совершали обряды и жертвоприношения в лесах. В Швейцарии еще в римский период почитались боги гор и рек. Четырехугольные священные объекты с насыпями, по всей вероятности, являются предшественниками кельтских святилищ, которые под римским влиянием превратились в четырехугольные здания, часто окруженные колоннадой или оградой. Галльско-римские святилища этого типа, четырехугольные и кольцеобразные, иногда располагались и на вершинах холмов; о них мы упомянем ниже. Весьма почитались священные источники, родники, заводи и некоторые болота и торфяники, как об этом еще в древности упоминает Посидоний.