|
<--Back
Южнофранцузская
кельтско-лигурийская
область
На
территории,
на которую
кельты
проникли
самое раннее
примерно
лишь в конце 4
века и где они
соприкасались
с лигурами,
они
оказались
также в самом
тесном
контакте со
сферой
греческого
искусства.
Поэтому
здесь нельзя
говорить о
чисто
кельтском
искусстве.
Согласно
преданиям,
кельты
учились
технике
возведения
укреплений у
греков. Такое
утверждение
касается не
кельтов
вообще, а
именно этой
южнофранцузской
кельтско-лигурийской
области,
Галлии
греческой (Gallia Graeca)
в Провансе. На
этой
территории
вскоре
возникли
оппидумы с
крепостными
стенами,
правильными
улицами и
храмовыми
постройками,
что ясно
говорит о
заимствовании
и
копировании
греческих и
восточных
образцов с их
террасами,
пропилеями (монументальными
входными
воротами с
колоннами) и
другими
элементами,
необычными
для
внутренних
районов. По
сравнению со
среднеевропейскими
оппидумами
они более
похожи на
города. На юге
Франции,
таким
образом,
кельты
узнали
многое,
многому
научились.
Кельтско-лигурийский
оппидум
Энтремон (деп.Буш-дю-Рон),
центр и
одновременно
святилище
саллиев,
построен в
массильской
области еще в
3 веке и был
позже
разрушен
римлянами в 124
г. до н.э. Его
широкие
стены из
каменных
квадров и с
закругленными
башнями
сохранились
на некоторых
местах до
высоты 4 м.
Четырехугольные
дома
каменной
сухой кладки
стоят тесно
друг у друга,
так что стены
у них обилие,
и выравнены в
широкие
правильные
улицы. От
ударов колес
повозок дома
были
защищены
особыми
тумбами и
плитами. В
ямах-погребах
находилось
много
местных и
привозных
сосудов для
хранения
запасов; не
забыто и об
элементарных
требованиях
канализации.
Кое-где были
обнаружены
даже остатки
простенькой
мозаики. В
этом
поселении
городского
типа, где Ф.
Бенуа уже
несколько
лет
занимается
раскопками,
на самом
высоком
месте
находилось
святилище. К
нему вела
дорога
длиною
примерно в 100 м,
окаймленная
скульптурами
героев. В
руинах
святилища
сохранились
четырехугольные
известняковые
столбы с
вытесанными
на них
человеческими
головами {рис.
35, 12 голов на
одном столбе)
- остатки так
называемого
"зала голов".
В культовом
зале в нишах
каменных
столбов
грубыми
гвоздями
были
прикреплены
настоящие
человеческие
головы (культ
отрубленных
голов). В
части,
открытой до
настоящего
времени,
найдено
много
обломков
скульптур из
известняка, в
том числе
голова
ребенка,
голова князя
с волосами,
зачесанными
венком в виде
диадемы,
мужская
голова с
кудрявыми
волосами,
женская
голова,
камень с
вытесанными
на нем
четырьмя
головами (2
мужских и 2
женских),
голова воина
и почти целые
скульптуры
воинов. Это
поистине
целая
глиптотека,
коллекция
скульптур и
торсов, хотя и
сильно
поврежденных,
так как
римляне
разрушили
город в 124 г. и
уничтожили
святилище,
как
возможный
центр
будущего
сопротивления.
Подобное
положение
было и в
других
местах
Прованса. В
оппидуме
Рокепертус (Буш-дю-Рон)
портик (фасад
с колоннами)
святилища
составляли
три каменных
столба, когда-то
раскрашенных,
с
углублениями
в них для
человеческих
черепов. Над
поперечным
бревном
наверху была
помещена
каменная,
более
полуметра в
высоту
фигура
приготовившейся
взлететь
птицы, по-видимому,
как символ
пути на тот
свет. Мы
находим
здесь и "Гермеса"
с двумя
головами,
между
которыми
торчит клюв
хищника. Все
пропилеи
были
разделены на 2
террасы.
Скульптуры в
сидячем
положении ("поза
Будды")
представляют
бога или
князя или же
героизированного
умершего,
одна с шейной
гривной и
браслетом,
другая в
одежде с
поясом; они
также носят
следы
первоначальной
раскраски.
Все это
свидетельствует
о том, что на
юге Франции
возникали
местные
скульптурные
мастерские; в
них
создавались
каменные
статуи, в
первую
очередь
религиозного
и культового
характера.
Влияние
греческой
среды здесь
очевидно.
Местные
художники
однако не
всегда
правильно
понимали
образцы и
идею
отдельных
замыслов и
соразмерность
пропорций в
общей
концепции.
Некоторые
черты
скульптур
этих героев в
южнофранцузских
святилищах
особенно
характерны:
выдающиеся
скулы, прямой
нос с широкой
переносицей,
брови
полукругом,
волосы, низко
нависающие
над выпуклым
лбом;
некоторые из
этих черт мы
находим и в
чисто
кельтской
скульптуре.
Знаменитая "Тараске"
(рис, 37) из Новэ (Буш-дю-Рон),
скульптура
чудовища,
тело
которого
напоминает
льва,
опирающегося
лапами на две
человеческих
головы с
длинными
бородами,
принимаемыми
также за "tetes coupees" -отрубленные
головы,
сделана из
местного
известняка в
доримский
период. Может
быть, это
символ
смерти,
вечного
молчания,
мотива,
который был
особенно
распространен
в более
поздний
латенский
период;
однако ее
происхождение
и истинное
значение нам
трудно
определить в
настоящее
время. Культ
черепов, по-видимому,
был очень
распространен
по всей
территории. В
кельтоиберийском
оппидуме
Пюиг
Кастелар
также были
найдены
человеческие
черепа, в
которых
сохранились
даже гвозди,
которыми они
когда-то были
прибиты.
Кельтско-лигурийская
область,
благодаря
своему
географическому
положению, с
древнейших
времен
испытывала
различные
влияния. Путь
из Италии шел
через Ниццу (Никея)
и Олбию у
Тулона на
запад до
Ампуриас в
Каталонии. В
самой
Массилии,
основанной
примерно в 600 г.,
было
святилище
Артемиды со
стелами
ионического
стиля (с
сидящей
богиней в
нишах) того же
характера,
как в Эфесе в
Малой Азии;
остатки
городских
стен также
носят
отпечаток
малоазиатского
влияния. К
более
позднему
периоду
относится
эллиническая
стела (3-2 веков).
Однако
непосредственно
по соседству
с Массилией
сохранилось
много других
и очень
древних
памятников.
Долголетние,
до сих пор
незаконченные
раскопки Т.
Роллана в Сен-Блэз
(деп. Буш-дю-Рон)
открывают
остатки
хорошо
сохранившегося
греческого
города
Мастрамел,
основанного
ранее
Массилии,
самое
позднее в 7
веке. В период
кельтской
экспансии
этот город с
хорошо
защищенным
акрополем
был окружен
мощными
стенами. В
кельтско-греческой
скульптуре
льва из Ле-Во (Буш-дю-Рон)
примерно 3
века
проскальзывают
черты
восточных
образцов, но
сделана она
из местного
известняка.
Некоторые
поселения в
Провансе и
Лангедоке
пережили
долгие
столетия, и
местная
среда
постепенно
подвергалась
восточному и
греческому, а
затем
иберийскому,
кельтскому и
римскому
влияниям. В
последней
фазе
сосредоточенный
экономический
напор и
культурное
влияние в
соединении с
последовательной
романизацией
проникал в
остальные
области
Франции
именно из
этих южных
районов.
Анзерюн (Эроль),
оппидум на
южнофранцузском
побережье
между Безье и
Нарбоном в
Лангедоке,
возник на
скалистом
возвышении
между
устьями
речек Орб и Од.
Циклопические
стены
превратили
его в 5 веке в
первоклассную
крепость.
Затем сюда
проникли
иберийские
влияния, и
позже, в
кельтский
период, это
место стало
важным
оппидумом,
достигающим
750 м в длину и 300 м
в ширину, в
котором
могло
поместиться
около 8000
жителей.
Заселение
его от
неолита и
бронзового
века вплоть
до
кельтоиберийского
периода
подтверждается
соответствующими
отложениями
культурного
слоя. Мы
встречаемся
здесь с
антикой, с
греческими,
италийскими,
этрусскими и
раннеримскими
влияниями;
Ганнибалу в
конце 3 века
здесь были
известны
прежде всего
кельты. В
Глануме (по-гречески
Гланон) в
нижнем
течении Роны
в
окрестностях
Арля(Бущ-дю-Роя)
также
сохранились
остатки
города по
крайней мере
с четырьмя
фазами
заселения.
Древнейшие
памятники
кельтских
времен, с
местным
святилищем
часто
напоминают в
скульптурных
работах
Энтремон и
Рокепертус. С
эллинистического
времени там
сохранились
остатки стен 2
века, а также
перистиль (колонный
зал),
окружающий
амплувий (бассейн
для дождевой
воды), и
мозаика, по-видимому,
старейшая на
территории
нынешней
Франции. Но и
последующие
столетия
оставили тут
свой след:
много домов
периода
романизации
середины
последнего
века и
доказательства
оживленной
строительной
деятельности
галльско-римского
периода
вплоть до
последней
трети 3 века.
Город был
разрушен
германцами
около 270 г. н. э. В
Глануме
сохранились
старейшие в
Галлии
городские
ворота
середины
последнего
столетия (периода
примерно 40 г.) с
рельефами на
боковых
стенах,
изображающими
пленных
галлов.
Романизация
Галлии в этой
южнофранцузской
области
быстро
обрела
прочные
опорные
пункты.
Достаточно
привести
Арль с
построенным
во времена
Августа
театром, со
сценой,
достигающей
104 м в длину, и со
множеством
скульптурных
украшений (мраморные
фигуры
танцовщиц), 0ранж
(Воклюз), где
также еще во
времена
Августа
возник театр
с
водопроводом,
римские
мосты в Апта (Апта
Юлия) или
Вазион
Воконциорум (Везон-ля-Ромэн,
Воклюз), когда-то
важный
кельтский
город, а в
период
романизации
богатейший
город на
левом берегу
Роны, или,
наконец,
храмовые
постройки у
священного
источника в
Ниме.
Непосредственно
по соседству
с Энтремоном
возник город
Аквы
Секстиевы.
Под всеми
этими
влияниями
находилось
затем и
развитие в
самой Галлии.
|