|
<--Back
Островное
кельтское
искусство
Кельтское
искусство на
британских
островах
носило
совершенно
своеобразный
характер,
своеобразным
было и его
развитие. Оно
пышно
расцветало
именно в то
время, когда
уже миновала
его
кульминация
на
континенте,
где оно
постепенно
приобретало
форму
массового
производства
среднего
качества.
Раннюю фазу
островного
искусства
можно
проследить
примерно с
середины 3
века, когда
отдельные
группы
кельтских
воинов,
пришедшие
откуда-то из
Шампани и
района
среднего
течения
Рейна,
покорили
некоторые
английские
области, где
до того
времени
господствовала
окраинная
гальштаттская
культура.
Только эти
вооруженные
группы
принесли с
собой зрелое
латенское
искусство с
элементами
вальдальгесхеймского
стиля. О
контакте с
континентом
говорят
некоторые
мечи и ножны,
что
полностью
соответствует
указанному
времени.
Однако
нельзя
утвеждать,
что позже
художественные
изделия
латенского
стиля
привозились
с континента
в Британию
регулярно и в
большом
количестве.
Английские
музеи в
настоящее
время
гордятся
выдающимися
произведениями
кельтского
искусства,
преобладающая
часть
которых
носит
своеобразные
черты
местного
производства.
В Британии,
как видно,
вскоре
возникли
местные
мастерские, в
которых
отечественные
ремесленники
соединяли
техническое
совершенство
с
оригинальным
восприятием
образцов,
давая им свое
содержание и
достигая
небывалой
тонкости.
Поэтому мы
говорим об
островном
латенском
искусстве,
как об особой
ветви
кельтского
искусства,
различая в
нем
отдельные
местные
стили и школы
(мастерские).
Более старую
фазу этого
островного
искусства
Пигготт
назвал
стилем
ТоррсВандсворт.
Раскопки в
Торрс в юго-западной
Шотландии
прославились
бронзовым
шлемом для
лошади и
бронзовой
оковкой пары
рогов для
питья, ранее
ошибочно
реконструированных
с шлемом как
одно целое.
Этот
островной
стиль
комбинирует
свободный
пластический
орнамент с
линейным
гравированным
рисунком. В
нем
используются
пальметки,
спирали,
лировидные
мотивы и
завитки,
заканчивавшиеся
в поздний
период
стилизованными
и сильно
схематизированными
птичьими
головками.
Ранний стиль
сосредоточен
главным
образом в юго-восточной
части Англии;
гораздо
позже, только
в конце 2 века,
он проникает
в Ирландию.
Много
находок
сделано в
реках или
торфяниках и
болотах,
поэтому
часто
считают, что
это вотивные
дары. Среди
этих находок
первое место
занимают
части
военного
вооружения и
детали сбруи
или повозок.
Однако
значительная
часть
находок
носит
поздний
характер, в
том числе и
овальный
умбон из
Темзы в
Вандсворте (лондонская
область). В
последнем
веке
островное
кельтское
искусство
достигло
высокого
уровня и, по
мнению Фокса,
в то время
существовало
не менее
шести
художественно-ремесленных
школ.
Знаменитый
шлем с рогами
из
Британского
музея (рис. 33),
найденный в
Темзе у моста
Ватерлоо,
является
работой
темзенской
школы второй
половины
последнего
века и
относится к
замечательнейшим
кельтским
изделиям в
Британии; он
украшен
тонким
рельефом,
комбинированным
со вставками
из эмали и
напоминает
некоторые
более ранние
работы,
например щит
из
Вандсворта. И
напротив, так
часто
изображаемый
щит из
Баттерси,
также 113 реки
Темзы, с
чеканными
украшениями
и вставками
из красной
эмали,
несколько
старше,
исполнен в
строгой
симметричности
во всех
деталях,
прямо-таки с
формалистическим
педантизмом.
Из
поразительных
находок
последних
лет следует
привести
группу пяти
кладов
золотых
украшений и
монет,
найденных в
1948-1950 гг. в
Снеттишеме (Норфольк)
в восточной
Англии. В
кладе Е
находился
торквес из
золотого
сплава (58 %золота,
38% серебра, вес
1085 г, рис.34) и
монеты
галльских
атребатов.
Торквес с
кольцевидными
концами
является
выдающейся
работой
восточно-центральной
школы также
второй
половины
последнего
века. В
Британии это
по существу
первая
большая
группа
находок
золотых
шейных
гривен
совместно с
монетами.
Прекрасные
ножны для
мечей,
украшенные
по всей
лицевой
стороне (Бугторп
в Йоркшире,
Лиснакрогера
в Ирландии),
также
относятся по
преимуществу
к последнему
веку. На
развитие
кельтского
искусства в
Британии в
последнем
столетии до н.
э. оказало
влияние
несколько
новых
факторов.
Около 75 г. до н.э.
в юго-восточную
Британию
вторглись
племена
белгов. По-видимому,
вожди белгов
привели с
собой из
северо-восточной
Галлии
выдающихся
мастеров, так
как много
прекрасных
работ
находится
как раз в
области,
захваченной
белгами, а
иногда прямо
в их могилах.
С
вступлением
белгов в
Британию
связывают
более
реалистическое
исполнение
звериных
мотивов и
расцвет
эмальерных
работ. На
бронзовых
полосах
деревянных
ведер мы
видим в
чеканке не
только
животных (рис.
13), но и
человеческие
маски и
головы (Айлесфорд,
Марлбору). В
то же время
вошли в моду
металлические
зеркала с
богатой
гравировкой,
так что можно
говорить об
особом стиле
зеркал.
Появившиеся
элементы
римского
влияния
относятся ко
времени двух
походов
Цезаря в
Британию в 55-54
гг., но в общем
островная
область
кельтского
мира
оставалась
еще целое
столетие вне
сферы
прямого
римского
давления.
Поэтому на
рубеже двух
эр, когда
континентальное
кельтское
искусство
заметно
обеднело или
пришло в
упадок,
островное
кельтское
искусство
продолжало
цвести без
каких-либо
помех до
самой
середины 1
века н. э., на
севере же еще
дольше, по
крайней мере
до
восьмидесятых
годов этого
столетия.
|