|
<--Back
Пластический
стиль и
стиль
красивых
мечей
В этом
уже более
массовом
производстве
нашел
применение
пластический
стиль,
который
особенно
распространился
во 2 веке.
Вместо
двухразмерного
орнамента
появился
трехразмерный,
рельефный,
часто
дополняемый
тонкой
гравировкой.
Его
возникновение
относится к
более
раннему
периоду, но с
конца 3 века
он достигает
кульминации
в сильно
расчлененных
браслетах с S-образными
и
улиткообразными
пластическими
украшениями
и в ножных
браслетах,
состоящих из
отдельных
полушариев (таб.
XXIX-XXX), иногда
почти
бароккообразного
характера, в
различных
розеткообразных
и
пальметкообразных
браслетах,
кругах с
имитацией
филигранных
украшений,
пластически
расчлененных
гривнах и
фибулах. В
Чехии и
Моравии
несколько
мастерских
изготовляло
блестящие
образцы
этого
литейного
искусства. В
Карпатской
котловине
этот тип
украшений
встречается
реже. Сырьем
служила
главным
образом
бронза, позже
и железо,
изделия из
которого в
виде фибул
или
браслетов
впервые
достигли в
этот период
высокого
художественного
уровня. На
западе этот
стиль
проявляется
не только в
изделиях из
бронзы, но и в
блестящих
работах
ювелиров,
переполненных
улиткообразными
и другими
пластическими
мотивами (например,
браслеты из
Орильяк-Кантал).
Такие
находки
однако не так
часты.
Примерно в то
же время
появляется
стиль "красивых
мечей",
названный
так по ножнам,
обработанным
с большим
совершенством
и украшенным
с лицевой
стороны
гравированными
или
вычеканенными
узорами со
звериными и
растительными
мотивами,
иногда
расположенными
по диагонали.
Их находят от
Карпатской
котловины на
запад до
самой
Швейцарии,
где мы
встречаемся
с ними в
Латене еще на
рубеже 2 и
последнего
веков.
Следовательно,
в более
поздний
латенский
период
особенно в
западоцельтской
континентальной
области
наблюдается
заметный
упадок
местной
художественной
творческой
деятельности,
определенное
обеднение,
если
рассматривать
развитие с
точки зрения
первоначального
размаха в
ранний и
поздний
латенский
период. Лишь в
некоторых
местах
удержались
художественные
мастерские,
производящие
высококачественные
изделия,
украшенные
зернью и
филигранью
драгоценности
(Регели в
Венгрии),
поздние
маскообразные
украшения
типа
Маломержице-Брно
(таб. XXIII) или
художественно
исполненные
культовые
котелки и
другие
предметы
культового
характера. Но
производство
более
доступных по
цене
предметов
было
преобладающим.
Творческий
дух
проявился
отчасти еще в
кельтском
монетном
деле.
|