|
<--Back
Структура
кельтского
общества
Семья и
род.
Основными
единицами
кельтского
общества
были семья и
род (по-ирландски
"fine"). По
свидетельству
Цезаря, отец
обладал
неограниченной
властью над
членами
семьи (в
юридическом
смысле),
правом жизни
и смерти (potestas vitae necisque).
Если смерть
кого-либо из
мужчин
вызывала
подозрения,
жену
допрашивали
и судили. Это
не означает,
что женщина
не
пользовалась
уважением,
особенно в
высшем
обществе.
Нам уже
известно,
что в
позднегальштаттский
период
некоторые
женщины жили
в небывалой
роскоши и
что им
воздавались
высшие
почести и
при
похоронах.
Как сообщают
древние
источники,
кельтская
женщина не
уступала
мужчине в
отваге. В
Ирландии и
Галлии у
мужчины
могло быть
несколько
жен, но судя
по
ирландским
данным, лишь
одна из них
была главной.
Остальные
занимали
второстепенное
положение,
от второй
жены почти
до рабыни. В
конце
латенского
периода
многоженство,
правда, еще
разрешалось,
но
фактически
общество
требовало
единобрачия.
В том случае,
когда
отцовство
ребенка было
ясным, мать
не
пользовалась
какими-либо
особыми
правами.
Следы
материнского
права можно
наблюдать в
положении
внебрачных
детей,
которые
носили имя
матери.
Ирландское
право прямо
связывало
внебрачных
детей с
матерью и
признавало
за ними
политические
права. В
более
позднее
время жена
приносила
приданое, на
западе в
серебре. Это
имущество
было общей
собственностью
супругов,
после смерти
одного его
наследовал
другой.
Членов семьи
и рода
объединяло
сознание
общей
ответственности
и общих
обязанностей.
Можно было
лишить члена
рода
некоторых
прав и
преимуществ,
но от
обязанностей
он не
освобождался.
Организация
семьи
определяла
также
порядок
наследования,
что иногда
влекло за
собой
серьезные
осложнения в
высших слоях
и даже в
королевской
семье. Если у
короля не
было сына,
который мог
бы стать его
преемником,
преемник
избирался из
той же линии
наследников
(из линии его
отца, дяди,
двоюродного
брата).
Воспитание
определялось
также
известными
порядками и
обычаями. В
Галлии
сыновья не
могли
появляться в
обществе
вместе со
своими
отцами и не
могли носить
оружия, пока
не достигали
совершеннолетия.
Развитие
родового
общества в
кельтской
среде уже
находилось
на высокой
ступени и
сопровождалось
многочисленными
явлениями,
создавшими
предпосылки
для
формирования
классового
общества;
этот процесс,
однако, был
прерван
упадком
кельтского
могущества.
Наличие
родовой
аристократии,
правда,
свидетельствует
о
прогрессирующей
стадии
разложения
первобытно-общинного
строя, но еще
не означает
образования
классов.
Процесс
развития был
различным в
Средней
Европе, в
Галлии и на
островах.
Здесь мы не
будем
рассматривать
подробности,
им будет
посвящена
отдельная
работа;
своеобразие
положения на
островах
было
подчеркнуто
уже в
прошлом
столетии Ф.
Энгельсом.
Племена.
Высшим
общественным
образованием
было племя (по-ирландски
"туат", в
Галлии - civitas, pagus),
члены
которого
признавали
общих
предков.
Следы
родовой
организации
и
тотемистического
мышления еще
долго
сохраняются
(запрет
некоторой
пищи, культ
животных,
кельтское
пристрастие
к символам и
т. п.).
Кельтских
племен было
очень много.
Названия 60
галльских
племен были,
по
свидетельству
Страбона,
написаны на
алтаре,
посвященном
Цезарю
Августу, в
Лугдуне (нынешний
Лион).
Некоторые
племена были
малочисленны,
другие очень
сильными,
имели
крупные
вооруженные
силы и
боролись за
первенство
во всей
Галлии. К ним
нужно
отнести в
первую
очередь
арвернов и
эдуев, из
южнофранцузских
племен
саллиев, в
состав
которых, по-видимому,
хоть
частично
входили и
кельты. В 124 г.
они были
разбиты
римлянами,
когда
предприняли
враждебные
действия
против
Массилии. Во
время
кельтской
экспансии
части
отдельных
племен
проникли в
различные
европейские
страны.
Нельзя
предполагать,
что в
процессе
дальнейшего
развития
состав
племен не
подвергся
изменениям.
Как известно
из
исторических
источников,
кельты часто
переселялись
с места на
место и
нередко
часть одного
племени
отделялась и
присоединялась
к другому
племени.
Впрочем,
археологические
материалы из
Карпатской
котловины и
Моравии дают
основание
предполагать,
что во 2 веке
кельты
находились
уже в самой
тесной связи
с древним
исконным
населением,
из культуры
которого
немало
перешло в
латенскую
культуру
господствующего
слоя.
Некоторые
группы, в том
числе группы
наемников,
поступавших
на
иностранную
службу, в
новой среде
постепенно
растворялись,
сливаясь с
исконным
населением.
Нельзя
забывать,
что
латенская
культура в
узком смысле
слова в
Средней
Европе
является
культурой
лишь одной
этнической
группы и
господствующего
слоя.
|