|
<--Back
Древнейшие
памятники
ирландской
письменности
Древнейшими
памятниками
ирландского
языка
считаются
огамические
надписи 5-6
веков. Их
алфавит
состоит из
точек и
черточек (линий)
и
предполагает
хотя бы
частичное
знание
латинского
языка. Это
письмо
применялось
главным
образов в
надписях на
надгробных и
подобных
памятниках (приблизительно
так же, как в
северной
Европе руны)
чаще всего в
южной
Ирландии и
на
противолежащем
английском
побережье. В 5
и 6 веках в
Ирландии уже
распространилось
христианство,
и ирландские
монастыри в
известном
отношении
взяли на
себя задачу
старых
друидских "школ".
Монахи,
хорошо
знакомые со
старыми
обычаями,
сохранили
древние
сказания для
будущего.
Древнейшие
образцы
ирландского
языка
сохранились
в церковных
книгах 8 и 9
веков, в
которых
латинский
текст
сопровождается
примечаниями
(глоссами) на
родном языке
монахов того
времени. Эти
церковные
книги легко
датировать,
поэтому они
становятся
важным
хронологическим
критерием
для оценки
более
поздних
рукописей,
относящихся
даже к 15 и 16
векам.
Содержание
эпических
поэм и
героической
мифологии
этого более
позднего
времени
иногда
настолько
насыщено
фантазией,
что лишь с
большим
трудом можно
отделить
действительность
от выдумки;
тема смерти
и
посмертного
бытия часто
является
фоном всего
повествования.
Мы
остановимся
на этих
памятниках
еще в
дальнейшем
изложении и
в
заключительной
главе. Но так
как они в
известной
мере дают
нам
возможность
понять
природу
кельтского
общества в
древнейшие
времена, мы
приводим
здесь хотя
бы важнейшие.
Основные
памятники
ирландской
письменности
можно
разбить на 3
цикла.
Первый из
них, "книга
вторжений" (Lebhar
na Gabala), часто
считается
схоластической
компиляцией,
относящейся
ко времени
между 8 и 11
веками. В ней
говорится о
волнах
пришельцев,
пятой из
которых были
гойделы; они
заставили
якобы
побежденного
врага искать
спасения в
больших
мегалитических
сооружениях
(построенных
на рубеже
позднекаменного
и бронзового
веков).
Некоторые
исследователи,
однако,
считают это
произведение
генеалогической
фикцией,
которая
пытается
объяснить
происхождение
всех
свободных
ирландцев.
Второй цикл
рассказывает
о переменных
успехах в
борьбе
Ульстера
против
Ирландии,
третий - о
судьбе Финна
и его сына
Ойсина и
дает
некоторые
сведения о
культе и
древней
общественной
структуре. В
кельтскую
литературу
входит также
рассказ об
Артуре,
кельтском
короле
Британии,
который со
своей
дружиной
боролся
против
проникновения
германских
англов и
саксов. Ко
всему этому
присоединяются
истории
различных
мелких
королевств.
Шли века, в
придворных
стихах и
произведениях
сельских
поэтов
возрождались
старые
традиции,
однако
появлялись и
новые
влияния, а
структура
общества
постепенно
изменялась.
В позднем
облачении,
таким
образом,
очень трудно
найти
первоначальное
историческое
ядро. Опорой
исчезающего
языка,
нравов и
обычаев был
говорящий по-кельтски
народ, в
жизни
которого
сохранилось
до более
поздних
времен много
пережитков
прошлого.
|