|
<--Back
Связи
княжеских
усадеб с
южной средой
и
возникновение
раннелатенского
художественного
стиля
В 5 веке в
кельтском
обществе
рождалось
замечательное
декоративное
искусство,
покровителями
которого
были в
первую
очередь те
вожди, с
богатыми
захоронениями
которых мы
познакомились
на среднем
Рейне и
которые
несколько
позже
появляются и
в Шампани.
Новое
искусство
возникло в
господствующей
среде, для
которой были
доступны
художественные
ценности
образованного
южного мира.
Еще в то
время, когда
основной
центр
находился на
верхнедунайско-верхнерейнско-
восточнофранцузской
территории,
торговые и
культурные
связи с югом
приобрели
необыкновенную
интенсивность.
Предпосылки
для этого
были созданы
на обеих
сторонах
ростом
могущества и
повышающимися
требованиями
позднегальштаттской
знати и
новой
обстановкой
в
средиземноморской
сфере. Около 600
г. на
южнофранцузском
побережье
была
основана
Массилия (нынешний
Марсель),
быстро
приобр евшая
важное
торговое
значение.
Через этот
город шли в
его
окрестности,
а затем и в
более
отдаленные
области
вплоть до
верхнего
Подунавья в
огромном
количестве
импортные, в
первую
очередь
греческие
изделия, что
приближало
культурную
греческую
среду к
варварскому
миру. Теперь
уже не может
быть
сомнений в
том, что
торговый
путь
Массилия -
долина Роны -
Бургундские
ворота
приобрел
большую
важность,
так как по
нему шли
малоазиатские,
родосские,
греческие и
местные
провансальские
изделия,
которые
попали даже
в Гейнебург.
Правда, еще в 6
веке
оживились и
проходы
через
альпийские
перевалы, а
на юго-восточной
стороне Альп
образовался
в качестве
связующего
звена с
северной
Италией
производственный
центр,
опирающийся
на богатство
области, в
первую
очередь на
богатые
месторождения
железной
руды; его
владетелей
мы находим в
могилах в
бронзовой
броне, в
шлемах,
поножах и
бронзовых
чеканных
рукавицах (Клейн-Клейн).
Возросло и
значение
атестинско-адриатической
области в
северной
Италии, где
позже даже
основывались
греческие
торговые
колонии по
течению реки
По (Спина,
Адрия) со
складами
греческих
изделий, в
том числе
керамических,
достигших
расцвета в 5
веке. Caput Adriae (голова
Адрии)
приобрела
важное
значение и
для части
Средней
Европы. На
итальянской
стороне Альп
у озер в
окрестностях
Беллинцоны
возникли
опорные
торговые
пункты;
товары шли
через Альпы
вплоть до
Швейцарии и
к Рейну.
Таким
образом,
открылись
огромные
возможности,
особенно для
западногальштаттского
округа
среднеевропейской
зоны, и эти
возможности
использовались
им полностью
еще в 6 веке.
Сюда
привозились
изделия
греческих
мастерских
родосско-милетского
типа, а позже
и их
итальянские
подражания.
Они изредка
встречаются
в могилах с
повозками
уже в
позднегальштаттской
среде
верхнедунайско-восточнофранцузской
области (Вильсинген
в области
Зигмарингена,
Каппель-ам-Рейн,
Агнель
Пертуис в
долине
Дуране, в
области
Воклюз, на
юге Франции
у Массилии,
Вьенна). Это
главным
образом
бронзовые
кувшины
родосского
типа
середины 6
века или
несколько
более
раннего
периода с
тремя
закругленными
носиками,
которые в
отличие от
более
поздних
этрусских
кувшинов
имеют более
низкое и
выпуклое
туловище, а
основание
ручки (attache)
украшено
растительными
узорами,
отголосками
геометрических
мотивов.
Такие
изделия
встречаются
и в других
районах
Средиземноморья,
а их находки
в Европе
позволяют
сделать
заключение,
что они
попадали в
верховья
Дуная и
прирейнские
области
главным
образом
через
Массилию. Но
не только
эти
отдельные
изделия
родосской
торевтики
попадали
тогда в
североальпийские
области. В 1851 г.
в Грехвиль-Мейкирхе
в кантоне
Берн в
Швейцарии в
кургане,
кроме
остатков
повозки,
фибул (змеевидная
фибула) и
керамики,
была
обнаружена
большая
бронзовая
ваза (гидрия),
также
греческой
работы
первой
половины 6
века.
Особенно
пышно
украшена ее
шейка. Ручки
вазы сделаны
в виде
крылатой
повелительницы
животных (так
наз.
персидская
Артемида),
окруженной
четырьмя
сидящими
львами и
увенчанной
орлом и
змеями; в
руке она
держит зайца,
по-видимому,
символ
плодородия (таб.
V-VI). Это
редкостный
образец
торевтической
работы. По
всей
вероятности,
через
Массилию
была
доставлена и
другая
жемчужина
торевтики,
уже
упомянутый
бронзовый
кратер,
найденный в
могиле
княгини в
Вике. К этим
изделиям
следует
также
прибавить
треножник с
грифами из
Ла-Гаренн (рис.
3). В
позднегальштаттской
области была
очень
распространена
аттическая
чернофигурная
керамика,
также
ввозимая
главным
образом
через
Массилию.
Она
встречается
по всему
Провансу
вплоть до
Лангедока, а
в последнее
время была
обнаружена и
на городище
Мальпас у
Сойона, к югу
от Баланса.
Ввиду того,
что мы
встречаемся
с ней также в
области
Болоньи и на
Адрии, не
исключено,
что по
крайней мере
часть ее шла
даже через
альпийские
перевалы.
Большая
часть
чернофигурной
керамики
относится к
периоду,
который
называют
гальштаттской
ступенью D 2, то-есть
к концу 6 века
и примерно к 500
г. Нельзя
однако не
указать, что,
по-видимому,
и здесь
имело место
изготовление
товаров на
заказ, так
как в месте
их
производства
уже получила
распространение
краснофигурная
керамика, и
что
импортеры
старались
удовлетворить
желания
заказчиков;
обломок
такого
сосуда из
Гейнебурга
относится к
крупнейшим
образцам
подобного
вида.
Чернофигурную
миску из
могилы в
Клайнаспергле
местный
ювелир
снабдил
золотой
оболочкой.
Подобные
привозные
изделия, по-видимому,
были долго в
ходу. Из
областей к
югу от
Массилии
импортировались
также другие
виды
керамики,
более
простой,
серой,
украшенной
волнистыми
линиями,
которую
называют
малоазиатской;
это были
обычные
предметы
обихода,
которые
находят на
селищах, но
не в могилах,
например, в
Камп-де-Шато
у Салена в
слое с
двулитаврообразной
фибулой и
фибулой с
украшенной
пяткой,
следовательно,
периода
начала 5 века.
Из Массилии
в Гейнебург
привозили
глиняные
винные
амфоры (их
находят там
в самом
позднем, уже
раннелатенском
слое),
которые
изредка
оказываются
и в богатых
захоронениях
(Мереей,
Мантош). По
всей
вероятности
некоторые
изделия
этого типа
привозились
из самой
Греции,
другие же
делались
непосредственно
в
массильских
мастерских (amphores
micassees, согласно Ф.
Бенуа; к ним
относится
также
гейнебургская
находка).
Перевозка
осуществлялась
на мулах - в
Гейнебурге
был найден
также зуб
осла, первый
в
гальштаттской
среде
севернее от
Альп.
Массильская
торговля
находилась
еще в полном
расцвете,
когда в
заальпийской
области в
начале 5 века
начинает
более
интенсивно
развиваться
этрусская
торговля.
Политические
и экономико-торговые
условия на
Средиземном
море в 6 веке
существенно
менялись.
Этрусское
могущество
опиралось на
городские
центры на
побережье
современной
Тосканы, где
начала
развиваться
художественная
ювелирная (тонкой
работы
изделия,
украшенные
зернью) и
торевтическая
индустрия, в
особенности
изготовление
бронзовых
сосудов (Вульчи),
которыми
позже
прославились
некоторые
города.
Богатство
этрусской
среды
опиралось на
развитые
торговые
связи.
Этрусски еще
в 6 веке
обладали
преимуществом
на море и
распространяли
свои товары
по всему
доступному
им миру от
черноморских
областей до
самых
берегов
Испании. В
Среднюю
Европу их
изделия в то
время
попадали
лишь изредка
и случайно, в
большийстве
случаев
через
культурные
области
северной
Италии (бронзовая
миска и
пиксис из
могилы в
Кастенвальде
у Кольмара,
золотая
бусина из
Инс и
золотая
подвеска с
зернью из
Егенсторфа в
бернской
области,
изредка
встречается
и этрусский
треножник
того типа,
который в
Италии
обычно
сопровождается
чернофигурной
керамикой).
Главные
этрусские
рынки сбыта
в конце 6 века
находились в
Средиземноморье.
Но на рубеже 5
века Этрурия
теряет свои
рынки сбыта
в
южнорусской
области, в
Греции,
Малой Азии и
на побережье
Северной
Африки.
Опасным
торговым
конкурентом
этрусков
становится
Карфаген, а
затем и
молодая
Римская
республика.
В начале 5
века тиран
Анаксилай
закрыл для
этрусков
Мессинский
пролив между
Сицилией и
южной
Италией, а
после
разгрома в
Гимере и
Киме (Кумы) в 474
г. Этрурия
была
полностью
изолирована.
Ввиду того,
что в то же
время
оживляется
колонизаторская
деятельность
Массилии на
побережье
южной
Франции и
Испании,
этрусская
торговля
ищет новые
рынки,
доступные
ныне лишь на
севере за
Альпами.
Незадолго до
500 г. этруски
овладели
болонской
областью в
северной
Италии (период
Чертоза,
продолжавшийся
до вторжения
кельтов) и
почти
одновременно
их торговля
проникает
через
альпийские
перевалы на
северо-запад
и север. Тем
самым
необыкновенно
возросло
значение
территории у
североитальянских
озер, как
место
опорных и
перевалочных
пунктов (тессинская
область в
долине реки
Тичино,
окрестности
Беллинцоны).
Там
появляются,
кроме других
предметов,
бронзовые
клювовидные
кувшины, а
позже и
сделанные по
их образцу
глиняные.
Производство
этрусских
клювовидных
кувшинов
началось в
Италии еще в
конце 6 века и
продолжалось
довольно
долго,
возможно,
целых сто
лет.
Вывозились
не только
обычные, но и
сделанные на
заказ (как
показал Р.
Фрей)
изделия
более
крупных
размеров.
Главным
поставщиком
были
мастерские в
Вульчи.
Клювовидные
кувшины и
остальные
привозимые
вместе с
ними наборы
металлических
сосудов
вскоре стали,
по всей
вероятности,
по
этрусскому
примеру,
деталью
погребального
инвентаря,
но это не
означает,
что каждый
клювовидный
кувшин
клался в
могилу
вскоре после
его
получения.
Некоторые из
них
находились
долго в
обращении, и
кельтские
художники
дополнительно
украшали их
гравировкой,
например,
клювовидный
кувшин из
Безансона.
Шейка
чешского
кувшина из
Хлума у
Збирога (таб. JX),
явно более
позднего
изделия и
далеко не
лучшего
качества,
также
неумело
украшена.
Первые
поставки
этрусских
клювовидных
кувшинов
застали еще
на
территории к
северу и
северо-западу
от Альп
позднегальштаттскую
среду около 500
г. и начала 5
века. Эти
кувшины
встречаются
в
захоронениях,
в которых
часть
инвентаря
еще носит
гальштаттский
характер,
например, в
могиле
княгини в
Вике или в
могилах в
Мереей и
Гаттене.
Черепки
глиняных
кувшинов,
сделанных по
образцу
кувшинов
клювовидных,
найденные в
Гейнебурге,
свидетельствуют
о том, что
оригиналы
были
известны и
пользовались
популярностью
и в верхнем
Подунавье.
Главный путь
этих
привозных
изделий шел
однако
несколько
позже далее
на север в
княжескую
среднерейнскую
среду; самые
северные
находки были
обнаружены в
Бельгии.
Клювовидные
кувшины,
которые так
часто
являются
частью
инвентаря
среднерейнских
богатых
захоронений,
поставлялись
не отдельно,
а с целыми
наборами
бронзовой
посуды для
пиршеств, с
треножниками,
ведрами и
другими
сосудами для
смешивания
вина.
Одновременно
привозилось
и вино, по
всей
вероятности,
в большом
количестве.
Это
подтверждается
помимо
прочего и
химическими
анализами
осадков на
стенках
сосудов, а
один из
лучших
знатоков
этих
кувшинов, П.
Якобсталь,
даже полагал,
что
бронзовые
сосуды были
лишь
дополнительным
приложением
к регулярным
поставкам
вина, а не
предметом
импорта. Эти
этрусские
изделия
попали и в
Чехию и при
этом, как
кажется,
более прямым
путем через
Альпы и
зальцбургско-гальштаттскую
область. К
первоклассным
этрусским
изделиям
относится
клювовидный
кувшин из
кургана в
Градиште у
Писека (южная
Чехия),
найденный
вместе с
двумя
бронзовыми
мисками и
золотыми
ладьеобразными
серьгами;
остальные
находки, в
том числе
золотые
браслеты, не
сохранились.
В Градиште
также
несомненно
была
княжеская
могила.
Находка
относится к
группе
клювовидных
кувшинов с
фигуральными
украшениями.
Литое
основание
ручки (attache)
сделано в
виде
четырехкрылой
сирены с
человеческими
руками и
птичьим
телом (таб. IX-X).
Верхний
конец ручки,
охватывающий
край горла
кувшина,
сделан в
виде двух
лежащих
львов, а в
углах носика
исполнены в
рельефе еще
две фигурки
животных,
очевидно
тоже львов.
Край носика
украшен
тремя рядами
мелких
выступов - "жемчужин".
На шейке
великолепная
гравировна с
мотивами
цветов и
розеток.
Кувшин
является
этрусским
изделием 5
века. Второй
клювовидный
кувшин,
ручка
которого не
сохранилась,
найден в
Хлуме у
Збирога (таб. IX).
Это уже
второсортное
изделие с
неумело
украшенной
шейкой. В
окрестностях
Писека
найдена
ручка с
листообразным
концом еще
от одного
клювовидного
кувшина.
Ручки от
подобных
кувшинов
найдены
также в
Чинове у
Жатца и в
Модржанах у
Праги. Ввиду
того, что
сохранился
найденный в
кургане в
Гостоуне в
окрестностях
Домажлиц
бронзовый
сосуд (ситула),
ручка
которого уже
украшена
мотивами "рыбьего
пузыря",
встречающимися
как
окаймление
масок и на
бронзовом
фаларе,
найденном в
Горжовичках
у г.
Подборжаны (таб,
VIII),
представляется
вероятным,
что
кельтская
среда в
части Чехии
была
подобной
среде в
области
среднего
течения
Рейна. Она не
достигла,
правда,
такого же
уровня, но
все же была
настолько
известной,
что даже
сюда попали
драгоценные
предметы,
привезенные
с юга.
Находки
клювовидных
кувшинов на
австрийской
территории
указывают
направление
импорта на
север, а
глиняные
подделки
клювовидных
кувшинов из
галыптаттско-зальцбургской
области
говорят о
том, что их
влияние не
было лишь
временным.
Таким
образом, в 5
веке
намечаются
два центра,
где более
всего
концентрируются
богатые
захоронения
с
иностранными
привозными
изделиями;
главный
центр по
среднему
течению
Рейна, а
затем в
Шампани, и
окраинный
чешский или
скорее
чешско-австрийский
центр, как
самый
восточный
рубеж
кельтского
мира того
времени,
подвергавшийся
отчасти и
другим
культурным
веяниям. В
западный
центр, кроме
бронзовых
изделий,
ввозилось
множество
других
товаров,
особенно
начиная со
второй
четверти 5
века:
греческая
краснофигурная
керамика, а
затем и
различные
изделия из
южной Италии,
позднекоринфские
товары и т.п. В
Чехию эти
изделия не
попадали.
При
рассмотрении
общего
положения
возникает
весьма
серьезный
вопрос - что
же давали
или могли
дать
потребители
к северу от
Альп в обмен
за эти
ввозимые с
юга изделия ?
Можно
допустить,
что на
западе это
могло быть
золото,
которого там,
должно быть,
было
достаточно,
так как оно
являлось
обычным
материалом,
обрабатываемым
в местных
художественных
мастерских.
По мнению
большинства
исследователей
главным
эквивалентом
были люди,
рабы, затем
сельскохозяйственные
продукты,
скот и кожи.
Перевозкой
товаров
через
альпийские
перевалы, по-видимому,
занималось
под
наблюдением
торговцев
местное
население
Альп.
Изложенная
обстановка,
восстановленная
главным
образом на
основании
археологических
находок,
делает для
нас
совершенно
понятными
древнейшие
упоминания о
кельтах,
относящиеся
к 5 веку.
Гекатей
Милетский
говорит о
стране
Кельтике по
соседству с
Лигурией, а
греческий
историк
Геродот из
Галикарнаса
уже
осведомлен о
том, что
истоки реки
Дуная
находятся в
стране
кельтов.
Контакт
высшего
кельтского
слоя с южной
средой
послужил
достаточной
основой для
того, чтобы
торговцы
распространяли
сведения о
кельтах и их
стране и в
самых
отдаленных
областях
тогдашнего
мира. В среде,
где был
высокий
уровень
жизни и
постоянно
повышались
требования
кельтской
знати, во
второй
половине 5
века и
первой
половине 4
века
зарождалось
собственное
кельтское
искусство,
которое и
было первым
вкладом "варваров"
в
общеевропейскую
культуру и с
развитием
которого с
самой ранней
фазы и до его
завершения
мы подробно
познакомимся
в одной из
следующих
глав.
Кельтские
художники
создавали и
доводили до
совершенства
своеобразный
художественный
стиль именно
в то время,
когда
вооруженные
орды кельтов
хлынули в
Италию и
другие части
Европы.
|