Значение
гальштаттского
времени для
завершения
процесса
этногенеза
кельтов
Гальштаттская
культура, в
художественном
стиле
которой
преобладали
геометрические
мотивы,
медленно
развивалась
на
предшествующей
ей основе
уже в эпоху
племен полей
погребальных
урн и в
период
своего
расцвета
была
распространена
в первую
очередь в
среднеевропейской
придунайской
зоне.
Своеобразные
черты этой
культуры
вырабатывались
главным
образом в
двух
областях: в
восточногальштаттской
-
простирающейся
от Альп на
западе до
Карпатской
котловины на
востоке и до
берегов
Адриатики на
юго-востоке,
и в
западногальштаттской,
охватывающей
территорию
южной
Германии и
восточной
Франции. В
первой из
этих
областей в
художественном
стиле
преобладали
фигурные
мотивы, во
второй
наблюдается
большее
тяготение к
геометрическому
орнаменту.
Приблизительно
на рубеже
этих двух
областей и
расположен
Гальштатт.
Гальштаттское
время в
Средней
Европе
хронологически
соответствует
культуре
Виллановы в
Италии в
области
Болоньи и
этрусской
культуре в
современной
Тоскане, в
своей ранней
фазе (А-В по
классификации
Рейнеке)
геометрическому
стилю (дипильской
культуре) в
Греции и в
островной
области на
юговостоке.
В то время
Гальштатт
стал важным
торговым
центром, что
проявилось и
в повышении
уровня
культурного
развития его
обитателей.
Мощной
опорой
расцвета
была главным
образом
местная
добыча соли
и
разветвленная
торговля ею,
прежде всего
с
отдаленными
странами.
Торговые
пути шли как
на юг в
Италию, так и
на север в
Чехию.
Важным
перевалочным
пунктом соли
из
Гальштатта и
Галлейна-Дюррнберга
стал
современный
Линц на
Дунае; он
играл также
важную роль
и в торговле
графитом из
чешско-будейовицкого
бассейна;
далее на
запад товар
отправлялся
по Дунаю.
Необыкновенно
ожили
альпийские
проходы и
перевалы,
использовавшиеся
ранее лишь
изредка.
Пути из
Италии шли
от Лаго-Маджоре
на
итальянской
стороне Альп
(Сесто-Календе,
Беллинцона)
через
перевалы Сен-Готард
и Сплуга и
поворачивали
в Швейцарию
и в долину
Рейна. Точно
так же
использовалось
направление
через Тауэрн
на реку
Зальцах или
через
Глокнер на
реку Драву.
Все это
оживление
было вызвано
не
искусственно,
а отвечало
экономическому
развитию и
нуждам
гальштаттского
общества,
особенно его
господствующему
слою.
Повышались
требования к
транспорту,
в
соответствии
с этим
совершенствовалось
и основное
транспортное
средство -
колесная
повозка. В
конструкции
повозки были
произведены
важные
изменения с
таким
расчетом,
чтобы она
могла
служить для
перевозок
больших
грузов.
Всеобщее
распространение
получили
четырехколесные
повозки на
деревянных
осях, колеса
которых в
большинстве
случаев
имели
одинаковую
высоту и
были
обтянуты
узкими
железными
шинами (всего
2,5-4 см шириной),
прибитыми к
деревянному
ободу
коваными
гвоздями.
Они глубоко
врезались в
мягкую почву.
Со временем
у этих
повозок
появляются
дальнейшие
усовершенствования,
задние
колеса
становятся
выше (Брукан-дер-Альц),
благодаря
чему
улучшается
ход повозки,
изменяется
конструкция
ступицы
колеса,
уделяется
большое
внимание ее
оковке, для
чего
комбинируется
бронза с
железом. Эти
повозки
служили
исключительно
для
хозяйственных
надобностей;
однако
вскоре
появляются
четырехколесные
повозки
культового
назначения
подобной же
конструкции,
но
значительно
богаче
окованные и
украшенные;
ими
пользуются
при
торжественных
церемониях,
и часто они
помещаются
вместе со
знатными
лицами в
могилу, так
как
погребальные
обряды
приобретают
особый блеск
и сложность.
Все эти
повозки,
многие
десятки
которых
известны нам
по раскопкам
в области
севернее от
Альп и
которые
относятся к
гальштаттскому
времени, еще
не являются
военными
колесницами,
предназначенными
для быстрой
езды; легкие
двуколки
такого типа
появились у
кельтов
гораздо
позже, в
раннелатенский
период.
Начиная с 7
века наряду
с повозками
растет и
количество
богатой
конской
сбруи.
Вместо
односоставных
конских удил
прежнего
времени ныне
появляются
удила
двухсоставные,
длина
которых (10-II см)
свидетельствует,
по всей
вероятности,
о наличии
новой, по-видимому
более
крупной
породы
лошадей с
широкой
челюстью (в
предшествующее
время удила
были на 2-3 см
короче).
Вместо
полукольцевых
псалий
распространяются
стержневые
псалий с
тремя
угловатыми
отверстиями
и загнутыми
концами (рис"
2);они
свидетельствуют
о том, что при
управлении
конем было
достигнуто
большой
ловкости и
совершенства.
Начиная с 7
века (ступень
С)
появляется
большое
количество
мелких
украшений
богатой
конской
сбруи -пуговичные
и
продолговатые
бляшки с
ушками на
оборотной
стороне,
хомутики,
кожаные
ремни и
подпруги,
украшенные
различными
пластинками
и в
большинстве
случаев
оканчивающиеся
четырехгранными
и ажурными
крючками-застежками.
В это время
появляются
также
конские
парные ярма-деревянные,
обтянутые
кожей и
украшенные
по внешней
стороне
бесчисленным
множеством
бронзовых
гвоздиков,
пуговок и
бляшек,
образующих
геометрический
узор. Наряду
с более
скромными
встречаются
роскошные
ярма с
крыльями по
сторонам,
украшенные,
кроме того,
бронзовыми
розетками.
Наиболее
сохранившиеся
и прекрасные
образцы
полного
конского
убора и
особенно
великолепные
экземпляры
ярм нам
знакомы по
многочисленным
находкам в
центральной
Чехии (таб. 1-II).