О БОГАХ И ПАЛЬЦАХ

Ответ автору “О язычестве и героике”

- ...Патрик сказал, что христианский Бог - это как рука, а наши Боги - это пальцы...

- Да, наши Боги (с характерным жестом) - это ПАЛЬЦЫ!!!

(Из разговоров на ЗСУ).

Что ж, коль скоро пошёл такой разговор... Слава Богу, выходит, игра действительно удалась в гораздо большей степени, чем кажется на первый взгляд. Похоже, Патриархии уже пора всерьёз поднять вопрос о миссионерско-катехизаторском потенциале ролевых игр (пока протестанты не перехватили идею :-)). Открытая полемика по очень серьёзным пожизневым вопросам, которая развернулась на форуме игры, доказывает, что, хоть христианизация Ирландии не удалась, сердца ирландцев “ранены Христом”, как в своё время писал Бердяев о Ницше. Не буду лишний раз пинать за слабую игру христианскую команду; на самом деле, как я уже писала мастерам, христиане на игре оказались скорее в положении “светлых” на каких-нибудь “ХИшках”, где разрешили бы отыгрывать светлых по Толкиену, а тёмных - по Ниенне, поскольку у мастеров самих не было ясной картины мира в смысле: КТО ЖЕ ВСЁ-ТАКИ ПРАВ? Получить ответ на этот вопрос они, видимо, надеялись, стравив нас между собой и посмотрев, что получится :-)).

Картинка получилась, надо сказать, ещё та... Однако громкое эхо неудавшейся христианизации Ирландии можно объяснить, наверное, лишь двумя путями: либо истинным Божьим чудом, либо тем, что вопрос этот по жизни актуален для большинства игроков. Во всяком случае, лучше гнев и откровенное неприятие, чем равнодушие. Посему позвольте мне на правах БЫВШЕЙ пожизнёвой язычницы поднять перчатку, брошенную Аджи, и, поскольку перчатка сия принадлежит Конайре, ответить обоим (лучше поздно, чем никогда). Что есть язычник по жизни сегодня, и чем он отличается от легендарного язычника прошлого (далее ЛЯП ;-))), я надеюсь пояснить параллельно. Отдаю дань незаурядному литературному дару и горячему сердцу автора эссе “О язычестве и героике”, однако не могу не указать на некоторые логические нестыковки и фактические заблуждения, обнаруженные мною в этом поистине замечательном произведении.

Один христианский апологет (не помню, кто именно) на вызывающее заявление своего оппонента, что он, мол, не верит в Бога, спокойно ответил: “Дело в том, что и я в него не верю”. Атеист изумлённо уставился на него, но тот продолжал: “Да, я не верю в того бога, в которого не верите и вы. В этого бородатого старика с дурным характером, который шпионит за всеми и всё запрещает”. Начнём с того, что я не верю в того бога, о котором говорит Конайре-Танкрейди. Злого, карающего, требующего рабства, отнимающего, запрещающего, а тем более - ЕЩЕ ОДНОГО... Ибо такое представление о Творце мира, отдавшем ради спасения его собственного сына, есть прямая клевета и богохульство. А значит, речь у нас идёт немножечко о разных Богах.

Другой вопрос - откуда могло взяться такое представление о христианском Боге у язычника Легендарной Героической Ирландии? (Дивная аббревиатура ЛГИ! Так и тянет использовать в качестве дешёвого полемического приёма!... :-)). Который, в отличие от современного неоязычника, напичканного историческими фактами и до слёз обиженного православными бабушками (от которых - открою конфессиональный секрет - нередко стонут даже священники... :-))), о христианстве вообще-то - ни сном ни духом. Это ещё раз к вопросу об отыгрыше язычников. С тем, что изначальное пожизненное предубеждение против христианства, существовавшее в массе игроков, отразилось на игровой ситуации, я думаю, согласятся не только мои братья по вере, но и другие люди, способные реально оценивать положение. Я согласна, трудно простить такие игровые “проколы” христиан, как неуважение к законам и обычаям страны, где они находятся (не знаю, читал ли Палладий “Деяния апостолов”, а именно - проповедь Павла в Афинах... Вот где пример для подражания!), но давайте рассуждать объективно... Сколько запретов от христиан услышал по игре лично Конайре? Подозреваю, что меньше, чем гейсов было у его легендарного тёзки. Почему-то ни одному язычнику не приходило в голову критиковать данный ему гейс и возмущаться произволом давшего его, хотя, казалось бы, что может быть бессмысленнее запрета чего-то там не есть или не ночевать в таком-то доме... Ах, они не бессмысленны? Тогда почему бы не предположить, что в христианских догматах тоже есть свой смысл, и не попытаться в него вникнуть? Как гласит древняя друидическая мудрость :-), незнание своих гейсов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Язычник легендарной Ирландии прекрасно понял бы рассказ о Грехопадении: съеденный плод - нарушенный гейс, и чего тут обижаться, что тебя изгоняют из Рая?.. Легендарный Ойсин в беседах с Патриком не спорил с вероучением христиан - он просто не мог поверить, что кто-то может быть круче Финна (позиция вполне “героическая”)... А вот высокоучёные ирландские мудрецы могли и поспорить, им интересно было бы столкнуться с иной мудростью - а вдруг она мудрее твоей? (Только где они были на игре под названием “Земля Святых и Учёных”? ГДЕ?!!) Почему друиды предпочитали вылавливать с помощью разбойников христианских девиц, вместо того, чтобы состязаться в магии и словесной мудрости с равными себе, как это было принято в просвещённой Ирландии? В Лейнстер пришли жрецы Белого Бога и потребовали изгнать друидов, заявив, что их Бог лучше? Так пусть попробуют доказать! Если вы язычники (ЛЯП :-)), если у вас страна героев - вам брошен вызов! А вдруг они тоже герои и имеют на это право?

Вместо того, чтобы, подобно кисейным барышням, возмущаться нарушением правил поведения в гостях - дескать, не комильфо, - устройте публичное состязание, Божий суд, позовите свидетелей, соберите народ... Не натравливайте на них истеричную родильницу с мертвым ребёнком - ей-богу, мелочно и недостойно героев!.. Не создавайте двойных стандартов - одни для “наших”, язычников, другие для “этих” безумцев - не было такого принято в легендарной Ирландии.

Никто не заставляет вас подыгрывать христианам (я лично, хоть и старалась, а так и не смогла обратиться, не ломая себе игры), но, если уж вы берётесь играть легендарных язычников - играйте честно. Если отыгрываете предубеждение против христианства, вызванное прежним печальным опытом вашего персонажа - пожалуйста, мотивируйте это в загрузе! Но не может быть такого опыта у всего полигона! Как писал Честертон - если не можете взглянуть на христианство изнутри, взгляните на апостолов как на китайцев - то есть как на что-то совсем уж чуждое и непонятное и - уж во всяком случае - изначально нейтральное. Это о том, что касается игры.

Теперь - о вещах пожизнёвых, тем более, что нам был брошен вызов. В духе героической Ирландии - ответить на него. В концепции легендарного язычества, столь ярко и горячо изложенной Конайре, прослеживаются две тенденции, действительно существовавшие в историческом язычестве и существующие в современном (хотя оно, как показывает опыт, на 99,9% зиждется на протесте против христианства). В разных традициях и у разных людей эти тенденции проявлялись в различной степени: где-то преобладала одна, где-то другая, где-то они переплетались, порождая немыслимые сочетания и чудовищные образы божеств, но главное - обе они реальны и противоположны друг другу. Первая из них - преклонение перед Творением, перед миром во всей его красоте, полноте и тайне - Солнцем, Луной, стихиями, - перед всем тем, что побуждает человека жить и творить, уподобляясь в этом Богам, - и в этом христианство и язычество вполне могут найти точки соприкосновения. Вторая же - чистый магизм, поклонение силе во всех её видах, что в одной своей крайности порождает раба, жертву всего и вся, зависящего от расположения звёзд, от дурных примет, от чьей-то левой ноги, - в другой - философию “сверхчеловека”, поклонение исключительно себе любимому (“убей Бога - станешь Богом сам”). Что на христианском языке называется просто и банально - сатанизм.

Ущербность этого мировоззрения, делящего мир исключительно на “героев” и “жертв”, я думаю, видна невооружённым глазом, поэтому останавливаться на нем подробно мы не будем. Добавлю только, что я не имею в виду юных “металлеров”, также пострадавших от церковных бабушек и вообразивших себя сатанистами “по жизни” (кстати, вы знаете, что перевёрнутый крест - это символ Святого Петра, который попросил своих палачей распять его вниз головой? Правда, из смирения, а не из хулы...). Если кому-то действительно нравится чувствовать себя пауком в банке - что ж, вольному воля. Мне лично симпатичнее те язычники, которые считают, что мерзких насильников нужно вешать на их собственных кишках, чем те, что полагают, что герой или там филид имеет право взять себе любую понравившуюся девушку, не спросив её согласия и оставшись после этого героем. Поэтому поговорим лучше о том, что нас объединяет.

В христианстве нет простых людей - не в смысле душевной простоты, а в смысле “числа”, о котором говорит Конайре. (Позвольте уж мне уподобиться моему оппоненту и говорить об идеальном христианстве, а не о христианстве в представлении иных не по разуму ревностных собратьев!). Если даже кому-то из христиан (а таких, как и среди язычников, немало) и нравится быть “числом”, каждый из них - на исповеди или на Страшном Суде - предстоит перед Богом сам по себе, ЛИЧНО - т.е. как личность. Ибо каждый человек - это образ Божий, и каждый - Его неповторимое творение, равного которому нет в мире. Каждый из нас сотворён по образу и подобию Творца, и, творя - во славу Божию! - каждый своё дело на земле, мы уподобляемся в этом Ему самому. Тому, кто подобно кузнечным горнам раздул пылающие кратеры вулканов и выковал горы и земную твердь, бросил по ней серебряные ленты рек, вечно стремящиеся к бездонному и неспокойному, вечно изменчивому чуду Океана. Кто, словно садовник, развёл на ней цветущие сады и пышные леса, соткал воздушный покров Земли и кружево облаков, сотворил зверей, так похожих и так непохожих на нас, и наконец - самого человека, венец Творения, столь же свободного, как и Он сам; настолько свободного, что и самую свою свободу он способен, если захочет, обратить против Создавшего его!

Трудно поверить? Да. Как писал Павел - “для иудеев скандал, для эллинов - безумие”. (О “распальцовочной” точке зрения предпочту вообще умолчать)... Но это так, и это не просчёт и не ошибка Творца. Кто из ваших героев способен возвыситься настолько, чтобы так - абсолютно добровольно - умалиться? Кто отдал себя на позорную смерть ради предавшего его вассала? И это называется требованием рабства? Мы сами, не желая подчиниться (из любви, а не из страха) создавшему нас Творцу, отдали себя в рабство судьбе и стихиям, магии и силе, - и это наша свобода? Вы обвиняете христиан в том, что они пугают вас адом - а вы знаете, что врата ада заперты изнутри?

Для язычника человек - часть природы, подчинённый её законам, для христианина он - над природой, он - выше, а не ниже стихий, - так кто больше возвысил человека? (Напоминаю, что для нас Бог - не “ещё один” в ряду божеств, а Творец неба и земли, стихий и людей. Который, кстати, имеет на нас все юридические права и полномочия, но почему-то ими не пользуется... Ему нет нужды “гнуть пальцы” и демонстрировать свою силу - она и так безгранична. Он ждёт, чтобы мы пришли к Нему по доброй воле - и вы считаете Его злым и карающим?!!).

Человек был сотворён Богом как владыка природы - как мудрый и любящий правитель (злодеем и тираном он стал лишь, когда использовал во зло данную ему свободу). Человек - падший человек - оказался плохим королём - и, может быть, в язычестве, точнее, в том, что можно назвать лучшей его стороной, проявилось своеобразное смирение - осознать себя низшим из творений Божьих, поклонившись стихиям, как покоряется дитя из царского дома воле нянек и воспитателей. Но вот пришёл Тот, Кто выше стихий, и сказал: встань, ибо твоё место и твоё служение не здесь. Встань и правь, ибо ты уже взрослый. Ибо “земля и небо прейдут” - но ты, что последуешь за Мной, присягнув истинному верховному Королю, унаследуешь жизнь вечную. Смотри, человек, и возлюби, ибо Земля - есть твоя старая добрая кормилица, Огонь - твой молочный брат и слуга, Вода - твоя крестная, и само Солнце - чудесный светильник, возжженный Мною для тебя, и мягкий вереск - ковёр в твоём тронном зале, и звери - твои слуги, шуты и друзья, - люби их и береги, не обижай и не давай в обиду, храни от врагов, правь мудро и справедливо! Твори и дальше этот мир, ибо Я наделил тебя такой способностью и благословил твои труды. Но упаси тебя Бог, забыв о высшем служении, снова укрыться в детской...

Взрослый человек не презирает детства - этим грешат подростки (неофиты в мире взрослых) и взрослые дураки, - он может даже (уж кому-кому, а нам-то с вами это хорошо известно! :-))) весело, самозабвенно и вполне серьёзно играть в детские игры, но никогда не сделает игру своим единственным смыслом жизни. Взрослый не стыдится своих детских воспоминаний и друзей детства, он любит свою мать, и старую няню, и слуг, и конюхов, и учителя фехтования, которого он в детстве побаивался и считал непререкаемым авторитетом, пока однажды не выбил у него шпагу, - но его отношения с ними иные, чем у ребёнка (хотя, может быть, не менее тёплые). Нетрудно благоговеть перед высшими, но только любовь к тому, что ниже нас, способна приблизить нас к божественной любви; нужно уподобиться Франциску Ассизскому, чтобы запросто назвать огонь - братом Огнём, воспеть торжественный гимн “брату Солнцу” и уговорить “брата Волка” не таскать у людей овец... И Сергий Радонежский, по-братски делящий краюшку хлеба с медведем в диком лесу, - уподобился ли он язычнику, который приносит зверю дары, как божеству, или же восстановил древнюю иерархию, цепочку между Богом и природой, забытую справедливость райского сада?...

Христианину легче понять язычника - как человеку, уже прошедшему часть пути, легче понять того, кто идет за ним, ибо каждая последующая ступень не отменяет предыдущей. Может быть, поэтому на игре лучшим языческим жрецом оказался христианин по жизни (сообщаю об этом с разрешения Арагорна, то есть верховного друида Маты), и многие, наверное, с этим согласятся. Даже легендарную Ирландию мы знаем лишь благодаря христианским монахам, сохранившим для нас древние саги... Почему людям, считающим себя язычниками по жизни, не удалось ни по игре, ни по жизни понять христиан - я попытаюсь сейчас объяснить.

Возможно, я уже восстановила против себя часть народа, заявив в начале статьи, что современное язычество на 99% зиждется на протесте против христианства. Конечно же, не всё так просто. Бывают и столь тяжёлые случаи (и даже более тяжкие), но, в конце концов, положа руку на сердце, я и сейчас не могу сказать, что весь мой собственный языческий опыт был сплошной прелестью и бесовским обольщением. Просто теперешний опыт дал мне возможность взглянуть на свои прежние действия и мистические переживания по-иному и увидеть, что в них было истинным, что ложным, а что - просто выдуманным. Мои отношения с лесом не стали хуже после того, как я перестала кропить собственной кровью подножия особо дружественных деревьев (что им, кстати, совершенно не было нужно) и искать знамений в крике ворон. Спросите свою собаку, что для неё лучше - когда вы относитесь к ней просто как к собаке - близкому живому существу, с которым можно дружить, играть, воспитывать, заботиться, по-свойски трепать за ушами (и по-свойски же настучать по ним за съеденные носки :-)), - или возводите на пьедестал и ждёте от неё мистических откровений?

На самом деле я хотела сказать немножко другое - мне кажется, что теперешний язычник - это прежде всего человек, которого не вдохновляет современный секулярный мир (то есть мир, где священное отделено от повседневной жизни, где кузнец или ткач - это пролетарий, а не Творец, ежедневно вершащий чудо претворения одних вещей в другие). Который, как и всякий нормальный здоровый человек, испытывает биологическое отвращение к сатанизму, но, тем не менее, не понимает и боится христианства, зная его в первую очередь как некий “моральный кодекс”, череду запретов. Язычество нам знакомо лишь в легендарном обличии, оно - так или иначе - вне обыденного мира; христианство (по крайней мере внешняя его сторона) кажется частью его. Мы видим малосимпатичных тёток в длинных юбках и платках и “братков”, стоящих по праздникам в церкви, и не знаем, как связать это с тем грозным и блистающим миром, что встаёт перед нами с евангельских страниц.

В лесу, в горах, у реки, у моря, среди деревьев и высоких трав, в скалах и пещерах, под грозовыми тучами и под звёздным небом мы находим другой мир, прежде всего - непривычный нам (заметьте, в основном горожанам! Много вы встречали людей, называющих себя язычниками, среди сельских уроженцев?.. Я не имею в виду жителей глухой марийской тайги или своих знакомых бабушек из чувашской деревни, которые вызывают дождь, омывая водой каменного коня и читая при этом “Отче наш”... :-)). Мир этот - живой, изменчивый и в то же время постоянный; он откликается на движения твоей души, он живёт по иным законам, и главное - он настоящий! Этот мир полон тайны - и ясен, как промытое стекло; он осязаем - и ускользает от нас, маня своей неизъяснимостью, каким-то немыслимым откровением, непознанной сутью вещей, которая скрыта за внешне зримым. Огонь рождается, живёт, ест и умирает, как живое существо; он пляшет, он сверкает, он завораживает, он обжигает, он греет - и убивает... Он реален - но в нём живут саламандры... В этот живой и волшебный мир можно войти и жить в нём - как жили герои преданий... По крайней мере, нам так хочется. И нам так кажется...

Но вот тут-то мы (если достаточно честны перед собой, чтобы это заметить) и спотыкаемся о преграду, которая отделяет язычника современного от легендарного язычника прошлого. Я думаю, что знает её и Конайре - иначе он не почувствовал бы так остро противоречия между тем, что сыгралось, и тем, что хотелось бы сыграть. Но вот камень преткновения - который на поверку оказывается пробным камнем: в отличие от современного секулярного общества, порождениями которого являемся мы все, хотим этого или нет, - в традиционном обществе (таком, например, как Легендарная Героическая Ирландия) существовала иерархия, вертикальное измерение жизни.

Мир, который рисует Конайре, горизонтален, в нём нет устремления вверх и вглубь, за пределы. Боги живут рядом, они помогают людям, они близки, уютны, они почти как мы, только немного другие... Смерти - как перехода на качественно иную ступень - нет, есть лишь мнимая завеса, скрывающая Страну Вечной Юности... Мир древнего язычника был объёмен, он был иерархичен по своей сути. Богиню можно было взять в жёны и даже заставить состязаться в беге с конями (и получить за это по полной программе :-)), но не считаться с ней было нельзя. Друиды, филиды, ши знали что-то большее, нежели воины и люди ремесла, и знание это не ограничивалось лишь способностью магического воздействия. Даже этический кодекс (и очень строгий), который существовал в языческом обществе, свидетельствовал о присутствии в мире некоего высшего критерия, высшего начала, которым поверялось всё на свете, которому были подчинены даже Боги. Не всегда этот критерий совпадал с христианским, но главное - ОН БЫЛ! Вспомните друидов или филидов, неправедно употребивших свою власть и ставших жертвами своего же собственного проклятия, обернувшегося против них, - ибо нарушена была как раз та древняя, незыблемая Правда...

При чёткой границе между добром и злом, существовавшей в традиционном обществе, различались и уровни блага, иерархия ценностей: вот это хорошо, а это - ещё лучше, ещё выше... Хорошо быть королём, но это не значит, что пахарем быть плохо или унизительно. Не потому, что король и пахарь равны, - ибо они не равны и оба это знают, - а потому что каждый - на своём месте. Положение в общественной иерархии определялось не материальным капиталом и не количеством личной силы, а чем-то качественно иным. Король выше воина, но жрец - выше короля, ибо каждый из них находится в каких-то особых отношениях с высшим началом, и отношения эти - разные. Прежде всего это отношения служения: власть даётся Богами для того, чтобы принявший её исполнял их волю. Правда короля - правда Богов. Верховным королём может стать не тот, кто заставит всех присягнуть ему на верность, а тот, под кем вскрикнет Лиа Фаль, то есть - истинный “Божий помазанник”.

Древнему язычнику, выросшему в мире, которым правила традиция, было бы совсем не трудно заметить (если бы ему это адекватно объяснили), что Христос совершенно не похож на привычных ему богов (всё сходство в том, что древние боги тоже могли ходить по земле в человеческом облике и им тоже случалось быть битыми). Нетрудно было бы понять, что этот Бог - не “ещё один”, дерзко вознамерившийся прорваться к верховной власти, а Некто принципиально иной, кто, очень может быть, даже имеет на это законное право, и такое, что об этом вскричит не только Лиа Фаль, но возопиют все камни Ирландии, как возопили бы они в древнем Иерусалиме.

Я не считаю, что любой древний язычник должен был бы немедленно принять Христа - он мог и не поверить, и просто взбунтоваться. Я просто объясняю некоторые вещи, которые непривычны язычникам современным, но понятны христианам и язычникам древности, - это отношения служения, власти и свободы. Для язычника, выросшего в секулярном обществе, сакральный смысл общественной иерархии, когда о ней говорится в мифах, ещё более-менее понятен на уровне рассудка, но не опознаваем, ибо не прожит, не поверен личным опытом; любая власть для него - это насилие или то, что можно использовать в своих целях, свободу он знает лишь как “свободу от...”. Современный человек не знает Учителя, он знает истеричную и замотанную “училку”, пугающую детей директором и аттестатом; знает армейского “духа”, который под страхом побоев драит сапоги “деду” (такому же оболтусу, только на год старше), но не знает Лаэга, сына Риангабара, Короля Возниц на службе у Короля Воинов. И уж подавно, не знает тех отношений, которые были между Христом и Апостолами.

У христиан есть великая радость и великая привилегия - принимать дары от Того, Кого мы любим, и благодарить за них. Дело даже не в том, что мы понимаем, что именно от Него всё исходит (без этого любой сакральный кузнец - не больше, чем (извините!) обезьяна у автомата с газировкой, нажимающая на кнопочку и воображающая, что именно она производит это шипящее, льющееся в стакан). Речь, опять-таки, подчёркиваю, идёт о любви. Бесчестие ли для героя поклониться великому королю, которого он считает достойным трона; назовёт ли он подачкой плащ, дарованный ему с плеча владыки, унизит ли его кусок мяса, поднесённый ему на королевском пиру? Спросите любого воина, что дороже ему: драгоценная фибула, сорванная с плеча поверженного врага, или она же, полученная в дар от короля, родича, возлюбленной, друга, побратима?.. И если не так, то способен ли грубый маньяк, ценящий только силу, узреть яростную красоту Огня, царственное величие Солнца, колдовское серебро Луны, и в пене волн разглядеть гривы коней Мананнана, - всё то, чем дорожите вы в язычестве?

Вас пугают и раздражают слова “раб Божий” - но попытались ли вы вникнуть в то, какой смысл вкладывают в них христиане? У понятия “раб” есть по меньшей мере два толкования. Святые отцы говорили, что существуют три пути в христианстве - путь раба, когда человек служит Богу из страха наказания, путь наёмника, когда он стремится к награде, и путь сына - когда он следует за Христом свободно и из любви. Каждый волен прийти ко Христу своим путём, но, по словам Преподобного Иоанна Лествичника, “подчинивший себя из страха подобен горящему фимиаму, который вначале издавал благоухание, а впоследствии разрешился дымом” (Лествица, 1.13).

Второе значение слова “раб” (по крайней мере, в славянских языках) может восходить к родству со словом “ребёнок” (“робёнок”, “робя”) - то есть тот, кто не имеет права голоса перед лицом старшего, в данном случае - Бога, - или добровольно отрёкся от этого права (ср. “отрок” как подросток и “отрок” - младший в воинской дружине), отдав себя в подчинение ради ученичества или служения. Если вы вспомните ритуальные унижения и наказания, которым подвергается ученик во многих языческих традициях, вас перестанет коробить слово “раб” в устах христианина. Говоря о себе “я - раб Божий”, человек добровольно отдаёт себя в подчинение Господу - как малое дитя (только дитя, уже оторванное от мамок и нянек и поступившее в распоряжение опытного наставника) покоряется сильному, мудрому и главное - любящему отцу, ибо только отец может дать ему всё, чтобы он стал взрослым, самостоятельным человеком: пищу, знания, навыки, способность общения с другими людьми... Называя себя “рабом Божьим”, человек, в сущности, говорит: “Боже, я ущербен, я слаб, я грешен, я неспособен разобраться даже в собственной жизни, я - как младенец пред Тобой. Прими же меня, помоги, научи, наставь, чтобы я не был ущербным, грешным и слабым, чтобы я был достоин называться Твоим Сыном...”.

Сравнение не совсем верно - ибо падший человек отличается от Бога больше, чем ребёнок от взрослого, - но почти то же можно сказать о мальчике, который по рождению является мужчиной, но, прежде чем занять достойное место среди мужей, должен получить немало синяков и шишек от наставника. И кто с точки зрения легендарных язычников умнее и достойнее - задиристый юнец, который, не научившись владеть мечом, бросает вызов героям, или юноша, носящий копьё за опытным воином и завязывающий ему сандалии? Унизил ли себя Кухулин, когда после первой своей беседы с Эмер (в сущности, она сказала ему: иди, мол, мальчик, поучись ещё...) не сгрёб её в охапку, не бросил на дно колесницы (на это у него, наверное, сил бы достало), а отправился к Скатах и Уатах учиться воинскому делу, сражаться, совершать подвиги, чтобы доказать, что действительно достоин этой женщины? Унизил ли он же себя, когда добровольно занял место убитого им сторожевого пса, ибо счёл это справедливым?

Состояние раба Божия - раба по доброй воле - не вечно. Мы судим о Боге по себе, а Он выше нас, Ему не нужны наши страх и унижение. Господу угодно привести всех нас на путь сыновства. Христос не стремится поставить на колени - он поднимает нас с колен, как король поднимает с колен вновь посвящённого рыцаря (но и сам посвящаемый понимает - чтобы подняться рыцарем, надо преклонить колена - оруженосцем. Иного просто не дано). Мы склоняемся перед Чашей со Святыми Дарами, но причастие - Тело и Кровь Христовы - принимаем стоя, ибо тело наше в этот момент - Тело Христа, и сам Он таинственно и незримо входит в наше сердце. Таинственно (с ударением на первый слог) - от слова таинство, потому что причастие - это не метафора и не символ, это Тайна, которой нельзя ни выдать, ни выведать, потому что этого не объяснишь, если не испытал... Не христиане предаются чудовищным фантазиям о том, что они едят своего Бога, а Он как-то входит в твою плоть и кровь через хлеб и вино - своим Телом и Кровью, и возрождает от гибели, и пребывает с тобой, если ты вновь от Него не отступишь, но и тогда Он не закрывает для нас возможности покаяния.

Предвижу реакцию “героев” на слово “покаяние”... Что ж, я не умаляю достоинства языческого воина, с честью принимающего свою судьбу, подобно ирландцу, нарушившему гейс и твёрдо идущему навстречу смерти, или самураю, который с недрогнувшим лицом вспарывает себе внутренности только из-за того, что случайно задел ножнами другого самурая или совершил другую, более серьёзную ошибку. Но не достойно ли героя, обнаружив, что он случайно свернул не на ту дорогу, развернуть колесницу и возвратиться на прежний путь? Особенно если едет он не кататься, а, допустим, спешит на поле битвы?.. Для язычника, нарушившего гейс, нет шанса вернуться на правильный путь - Христос даёт нам этот шанс. И пусть твои соратники, обнаружив твоё отсутствие, решили, что ты просто струсил - переживи этот позор, вернись и сражайся, докажи обратное! Может быть, именно твоё участие в битве окажется решающим...

Может показаться парадоксальным, но для покаяния порой требуется гораздо больше мужества, чем для самоубийства (проверено на собственном опыте). “Отче, я пал. Что мне делать?” - спрашивает молодой монах своего духовного отца. “Восстань!” - отвечает старший наставник. “А если я опять паду?” - “Восстань снова!” - “Так сколько же раз мне падать и подниматься?” - “До самой смерти!..”

Конайре упрекает нас в том, что мы хотим ввергнуть в печаль ваши сердца - да, ребёнок, вышедший из детской во взрослый мир, действительно испытывает печаль, и страх, и горечь! И ещё много боли и горечи суждено испытать ему, но страдания эти - не вечны. Только вот полагала я, что не геройское это дело - бояться боли...

Можно прожить в детской всю жизнь - там будет хорошо и привольно, там будут чудесные игрушки и книжки с картинками, и добрые няньки, готовые исполнить любой твой каприз. Можно прожить - и умереть в сладкой уверенности, что и за гробом всё будет хорошо и прекрасно, будут пиры и олени, и вечно юные красавицы с вечно цветущими яблоневыми ветвями, - но так и не узнать, наследником каких владений ты являлся. И кто виноват? Отец, который лично не пришёл и не вытащил за шкирку? Или братья и сестры, которые не объяснили про Отца и наследство (предположим, что у них не было никакой корыстной цели, ибо наследство безгранично и делится на всех наследников, сколько бы их ни было)? А вы их выслушали, хотя бы по игре?

Впрочем, с братьев и сестер (то есть нас, грешных) я вины не снимаю. Представьте, если бы вам в детстве заявили (а ведь наверняка заявляли и даже талдычили нечто подобное!), что взрослая жизнь - это сплошная ответственность и несвобода, и тяжкий труд без всякой радости, но зато в конце вас ждёт повышенная пенсия и комфортабельный дом престарелых. А кто будет плохо работать - того выкинут подыхать в подворотне... Или наоборот - сказали, что всё там - мёд и сахарная вата, - а вас посадили на коня и дали в руки тяжёлое копьё: учись, сынок, защищать свои владения... Сразу захочется обратно: ну вас, с вашим наследством, мне и здесь хорошо...

Стыд и позор нам - что не сумели передать своей любви к Отцу и объяснить, как Он жаждет встречи с каждым из нас, а мы - как тот гордый ирландец из анекдота: “Подойди ко мне, мой сын!” - “Сам подойди!”... Горе нам - что мы, христиане, злы, горды, высокомерны, трусливы, лишены чувства юмора и при этом исполнены презрения к язычникам, но и сами мы - ещё не взрослые, мы только учимся жить во Христе. Неофиту - как и подростку - свойственно ниспровергать старые авторитеты, избавляясь от своей зависимости от них (подозреваю, что у многих “язычников по жизни” мамы или бабушки ходят в церковь и учат их жить “по-православному” :-)); взрослый вспоминает о них с благодарностью и любовью, ибо он от них свободен.

Новообращённый христианин пойдёт крушить языческие капища и призывать ад на головы неверных - апостол расскажет вам о Неведомом Боге, живущем в сердце каждого человека. Ибо Христос пришёл не отнять у вас радость, а вернуть её; вернуть Богом данную свободу - не свободу обратить другого в пищу, а самому не стать пищей для того, кто пожелает присвоить себе право на вашу жизнь и душу. Воину - не стать игрушкой в руках девицы, схватившей его за уши и призывающей на них позор, если он не исполнит её желания. Девушке - в руках возжелавшего её филида, способного покрыть её лицо уродливыми прыщами и разорвать сердце; королю, на котором лежит гейс не расставаться с любимым ножом - в руках заклинателя, не желающего принять другого дара. Догматы и традиции - не стены тюрьмы, но стены крепости, а точнее - как выразился один христианин, - стены, ограждающие площадку для игр, - но не человек для субботы, а суббота для человека...

Для язычника человек стоит столько, сколько его честь, - стена, ограждающая возведённую Богами крепость его духа. Для Бога человек - выше (но не ниже) своей чести, он - господин её, как Сын Человеческий - господин субботы. Для современного мира человек с его честью не стоят и ломаного гроша. Вы же, взывающие к древней чести, но избравшие в качестве мерила не Бога и даже не Богов, а своё представление о Богах, - не уподобляетесь ли тем, кто ставит телегу впереди лошади? И нам, христианам, порой бывает трудно понять отношение Церкви земной к Церкви небесной, но лишь Тот, Кто выше и той и другой, способен совершить невозможное - сотворить заново по Своему образу и подобию нас (и вас, и меня, и косноязычных христиан на игре, и пресловутых бабушек и батюшек, и блудницу, и разбойника, и мытаря...). В общем, всех тех грешных, неразумных и крайне непривлекательных людей (а откуда взять других?), что составляют земную Его Церковь. Сотворить нас заново - сделав причастными Своему Телу и Крови, - а значит, той единственной и вечной Церкви, что возвёл Он на Небе...

Я не сказала здесь очень о многом; ответив - надеюсь, достаточно исчерпывающе и без ереси, - на вопросы, возникающие по ходу прочтения статьи Конайре, я лишь вскользь затронула ту тему, без которой невозможно понять христианства, - тему грехопадения, - и почти не коснулась самого главного - жертвы Самого Христа. Я не ставила перед собой цели немедленно обратить кого-либо в свою веру - это личный выбор каждого человека, его личная встреча с Богом. Бесполезно призывать к покаянию, если человек не знает, в чём ему нужно каяться; бесчестно запугивать адскими муками; бессмысленно взывать к любви, пока сердце не исполнено любовью или, по крайней мере, жаждой любви. Причина моего ответа одна - я готова принять любые обвинения, обращённые к христианам, но не позволю возводить хулу на моего Господа и мою веру. Оружие, изначально избранное Конайре, - слово, - единственное, в искусстве владения которым я могу с ним потягаться; в бою на любом другом оружии (может быть, кроме стрелкового) я могу лишь героически погибнуть (впрочем, если кому угодно - назначайте место и время :-)). Апологет из меня плохой, но, если кто-то пожелает, можно продолжить диалог - на форуме или в личной переписке: spm111@yandex.ru, - хотя предупреждаю - корреспондент из меня ещё хуже :-). Если кого-то так или иначе заинтересовала эта тема, могу отослать к более надёжным источникам: разумеется, самому Новому Завету, но для начала рекомендую такие вещи, как “Вечный Человек” Честертона, а также “Просто христианство”, “Расторжение брака” и “Космическая трилогия” Льюиса; о христианской героике - “Шар и крест” и “Человек, который был четвергом” того же Честертона. Неплохо также почитать материалы на сайте Вениамина Чукалова (www.benjamin.ru) и заглянуть на странички диакона Андрея Кураева (www.kuraev.ru) или журнала “Фома” (www.fomacenter.ru) (им можно и вопросы задать, и даже вступить в дискуссию, они не обидятся, только рады будут).

Христос воскрес!

Рони (Надежда Локтева)

(по игре - Этне, бродячая ши из Уснеха (с кольцом в носу и вереском на плаще)).

P.S. Обнаружила, что очень давно не заглядывала на форум (просто нет возможности сидеть там долго). Так что извините, если повторяюсь.

PP.S. Да, кстати. По поводу сатанизма и юных металлеров . Я тут недавно случайно влезла в поисковую систему с ключевой фразой Православие и рок-музыка и обнаружила знакомые имена и знакомый почерк (хотя, может, я ошибаюсь?)... Извините, совсем забыла про зрелых мужчин, которые тешат своё ЧСВ :-), паразитируя на писанине и речах не слишком умных христиан (к коим отношу и себя) и ловко играя с метафорами и вырванными из контекста фразами. И пытаясь при этом убедить простодушных неоязычников в том, что это-то и есть здоровый языческий взгляд . Что доказывает только одно - у сатаны и его поклонников действительно нет ничего своего... Без личных обид.

Рони (та самая христианская душа).


К архиву ЗСУ   На главную