Глазами бога.

У него много имен, но его нельзя не узнать...

(хоть это и не относится к матеру по религии

в оригинале – но подходит на все сто)

Как я и предполагал с самого начала. христианизация Ирландии не получилась. В послесловии я опишу, что надо было сделать, чтобы этот процесс имел хоть малейший шанс на успех, а пока немного порассуждаю о причинах.

Начнем с того, что любой процесс смены веры – это процесс смены мировоззрения. А мировоззрение за три дня меняется ну с очень большим скрипом. Человека можно заставить сменить веру или убеждением (и один раз это было сделано – правда, с точностью до наоборот, христианку обратили в язычество) или грубой силой. Скоростное убеждение (которое скорее можно назвать доказательством) строится на логике. У христианства с этим проблемы. А если не на логике – то на какие точки нажимать? Мне это не до конца понятно. Кстати, я считаю, что именно поэтому христианство и в реальной истории распространялось отнюдь не мирным путем. Исключения были, но то были только исключения.

Второй вариант смены веры – если не взирая на всю нелогичность основных постулатов, предлагаемый вариант дает какие-то вполне себе ощутимые преимущества. Ну, например, дает иммунность к слабой магии сидов (в нашем случае) или еще чего-нибудь в этом роде. Но если честно моделировать христианство, то никаких "плюшек" оно и не дает. Собственно, язычество у нас тоже не давало никаких бонусов. В христианстве есть понятие "благодать". А вот как ее отыгрывать – вообще говоря, непонятно.

То, что я понаписал выше – это общие трудности всех игр, связанных с христианизацией. У нас были еще и свои трудности. Незаехавший по причине болезни Патрик – еще не главная из причин. Был же цикл доигровой подготовки. И в магическом плане он тоже был. Так вот, христиане эту подготовку попросту обошли стороной. И Палладию пришлось на игре в спешном порядке выдумывать хоть что-то. Да, по правилам игры я не должен был давать вообще ничего. Но тогда христиане оказались бы мишенями, не более того. Патрик до игры тоже не проявлял никакой активности в области обсуждения магических способностей, так что и ему бы пришлось их выдумывать (а когда Патрик появился, хоть и не Бернар – пришлось) прямо по ходу. Супротив Маты (верховный друид, единствнный персонаж, имевших список магических способностей на три листа) или Джарефа (король сидов, имевший право чуть не на любое воздействие, ограниченное здравым смыслом, мастерами и его способностями к стихосложению) вся команда христиан не имела ни малейшего шанса. А если припомнить еще и других магов (филидов, друидов Лейнстера и Мунстера, друида отшельника...) – то ситуация для христиан оказывалась абсолютно плачевной. Они этого, конечно, не знали, но догадывались наверняка.

Ну а теперь изложение событий попытки христианизации, как я это вижу. Я многое упустил (наверняка), поскольку даже боги не всеведущи (это миф, я попробовал быть богом – вот что получилось :-))

Четверг:

Ничего интересного не было. После начала Самайна христиане довольно долго публично молились. после чего удалились в свой лагерь, подальше от празднующих язычников. На полдень пятницы Мата назначил ассамблею. При этом он сознательно созвал расширенную ассамблею, с участием филидов, чтобы определиться с предполагаемыми действиями в отношении христиан.

Пятница:

У филидов дела не заладились. Во-первых, еще не появился верховный филид, во-вторых. у филида Коннахта Айлиля (Энди) появились непредвиденные проблемы. Он планировал стать королем Коннахта, но воевода (Хоббит Сэм) решила, что это уж слишком, посему филида надо принести в жертву (!) для воскрешения королевы Медб. Айлилю такой расклад не понравился, его соратникам по филидскому цеху тоже, поэтому Айлиль бежал в Тару при помощи Нэсс (Зэф), где и вырабатывал план возмездия. Впрочем, на ассамблею он явился, но сами понимаете, что у него были и свои проблемы. Филиды Мунстера вообще не принимали участия в общеирландской политической жизни, поэтому на ассамблею не явились (если я не ошибаюсь, вроде я никого из них там не видел).

Тем временем слухи о событиях в Коннахте трансформировались в нечто совершенно невообразимое: "Филид Коннахта хотел сам себя принести в жертву с целью воскрешения древних богов."

Кстати, если бы жертва и была принесена, все те, кто ее принес, немедленно бы отправились в Иной Мир, поскольку в правилах была строчка о недопустимости человеческих жертвоприношений. Боги, видите ли, гневаются. Гнев их был бы силен и быстр (вообще говоря, еще и друид Лейнстера Колон О'Рид хотел пару раз приносить человеческие жертвы, но он мне после игры сознался, что правила вообще не читал).

Итак, друиды и филиды собираются на ассамблею. Так как они ничего не знают о новом боге, то принимается весьма интересное решение: попросить разбойников схватить (тайно) христианку или христианина и привести в Уснех на допрос. Что через некоторое время и исполняется. Чуть позже христианок приводят двоих – одну в Уснех, вторую – в Лейнстер. Но об этом позже.

А что же христиане? Они выбирают своей первой целью Лейнстер. Наверное, они просчитались. В Лейнстере был довольно сильный друид (Колон О'Рид), который мог им составить неплохую оппозицию. Пойди они в Коннахт, где друида не было вообще... но история не признает сослагательных наклонений. Итак, христиане пришли в Лейнстер, где им был оказан вполне радушный прием. С ними согласились побеседовать и друид и король. Но вот позиция, которую заняли Палладий, Брадах и их спутники была, мягко говоря, странноватой. Точнее, не адекватной ситуации. Они попытались сразу поставить вопрос ребром: или мы или друиды. При этом королю как-то не было продемонстрировано никаких преимуществ от перспектив принятия христианства. Король разрешил христианам освятить святилище друида (как ни странно, друид не протестовал), но особого энтузиазма в принятии новой религии (ясное дело) не проявил. Освящение имело свою силу и на святилище стали возможными только обряды высокой силы. О том, что "в государство лейнстерском непорядок", боги сообщили верховному друиду через видение (положено по статусу). Что конкретно произошло – Мата не знал. До друида Лейнстера информация была доведена, но тот решил, что уж коли святилище не порушено – то ничего страшного не произошло.

Тут в дело вступили (точнее, вступили-то они давно, но до событий добрались только что) два персонажа, о которых следует сказать особо. Варракс и Вейдер были посланцами богов. Языческих богов. Если кто не представляет, о ком речь – это были два товарища по жизни за 30, один в черной рясе, второй – в зеленом плаще и с мечом. У их персонажей было следующее задание: выяснить, что же это за белый бог. Ибо ни одного его последователя в Иной Мир не поступало, а от других приходят самые противоречивые сведения. Для выполнения этого задания им был выделен проводник (Дима-лучник, ходил в зеленом прикиде с луком) и нехилые магические способности. Скажем честно, в прямом поединке они бы вынесли весь полигон. Одно ограничение – они не имели права нападать первыми. Зато любой, напавший на них отправлялся в мертвятник. Они же только доходили до мертвятника, после чего там разворачивались и отправлялись обратно. Теми же персонажами. С правом вынести всех, кто вынес их... Но так как никто их не атаковал (сами-то мирные) – то весь арсенал остался невостребованным.

Итак, после лирического отступления для описания персонажей вернемся к событиям. Варракс с Вейдером беседуют с друидом Лейнстера, получают примерное описание христиан, после чего советуют Колону надеяться только на свои силы и уходят. Языческие боги никого не собирались держать силой, их посланцы – тоже. И если бы народ Ирландии принял христианство – то и Варраксом с Вейдером и богами это было бы принято, как неизбежное. Те, кто читал ирландские саги, помнят, сколько раз менялись жители и боги Ирландии. Если бы народ принял христианство значит, снова пришло время перемен.

Итак, Мата и Колон дожидаются того момента, когда к ним приводят плененных христианок. Сначала мастера подумали, что кто-то идет на Лейнстер войной христианку конвоировали человек 5, не меньше. В Уснех христианку доставляют со значительно меньшей помпой. Собственно, в Уснехе от девушки ничего добиться не удалось (и не потому, что молчала, как партизанка, а потому, что не знала почти ничего существенного сам Арагорн (в смысле Мата) знал догматику значительно лучше.

А вот в Лейнстере (точнее, в святилище отшельников) все обстояло гораздо интереснее. Сначала друид-отшельник, его ученик и друид Лейнстера поняли, что в христианстве у пойманной девушки познания слабоваты. Но это они по жизни поняли. А по игре персонажи начали этим пользоваться и раскачивать ее, показывая логические нестыковки в ее ответах. Окончания процесса не видел никто, кроме ученика друида. Но в конце девушка отреклась от христианства и перешла в язычество. Как потом признался нам Макс, он очень хотел на игре христианина в язычника обратить. Что ж, кто хочет тот добьется. Чем занимались христиане после ухода из Лейнстера, я, к сожалению, не в курсе. Об этом, я надеюсь, мировую общественность просветит сэр Мелифаро. Насколько я понимаю, христиане общались с народом Ирландии, прощупывая почву для христианизации.

К вечеру, как говорится, только ленивый не знал, что в Лейнстере какие-то проблемы со святилищем. но только с наступлением холодов (в смысле темноты) Колон все-таки решил вопросить богов. На вопрошение никто, ясное дело, не откликнулся. Тогда Колон провел красивый обряд очищения, после чего все вернулось на круги своя. В смысле, боги снова стали отвечать на все обряды и просьбы друида, совершенные на данном святилище. В конце обряда очищения на место боевых действий прибыли Варракс с Вейдером просто чтобы сказать, что до них дошли слухи об осквернении лейнстерского святилища и попросить друида опровергнуть или подтвердить слухи. Колон слухи подтвердил и радостно сообщил, что теперь-то все в полном порядке. Расстались товарищи во взаимном уважении друг к другу.

К концу дня Палладий имел зуб на Лейнстер за то, что девушку из его общины обратили в язычницу именно там, а друид имел зуб на Палладия, поскольку тот нарушил ирландские законы гостеприимства и попортил святилище дома, принявшего его, как гостя.

Суббота

Итак, обе стороны были готовы к "битве богов", как я это назвал. Для того, чтобы добавить остроты в предполагающуюся сцену, скажу, что сын короля Лейнстера имел гейс никогда не отказывать священнику в приюте.

Колон предложил Мате на субботней ассамблее начать активные действия против христиан, поскольку те осквернили (хотя с какой стороны посмотреть христиане-то его благословляли) святилище. Мата не был сторонником резких действий, тем более имея перед глазами один случай принятия язычества и ни одного случая принятия христианства. Он захотел перед тем, как объявлять войну христианам, лично встретиться с проповедниками белого бога. Но с Палладием ему встретиться, видать, была не судьба. Может быть, Мата и пошел бы в Лейнстер, но тут в Таре случились выборы короля... Колон отправился в Лейнстер, туда же через некоторое время отправились христиане.

Тут опять маленькое отступление. Белгарат (огромное ему за это спасибо, без него бы христианизация закончилась уже в субботу, да и интереса бы не представляла) решил принять на себя роль Патрика. Был бы этот персонаж рожден с утра может быть. и битва богов бы прошла иначе, может быть, ее бы и не было. Но пока Патрик оформлялся (игровой паспорт, магические умения...) – Палладий и Брадах пришли под стены Лейнстера. Ворота им открыли по решению короля, хотя друид и протестовал. Когда христиане вошли в Лейнстер, они попытались получить подтверждение того, что их бывшую подругу по вере обратили в язычество именно здесь. Они его получили, Колон обвинил их в осквернении святилища, на что получил возражение, что святилище было не осквернено, а благословлено. Вот видите все зависит от точки зрения :-). После этого Палладий выдал следующее заклинание: "Да будет благословенна земля Лейнстера, да будут плодородны поля, да не оскудеют закрома (ну и все в таком духе) до тех пор, пока не ступает на землю Лейнстера нога друида. А если ступит в Лейнстер друид то да будет проклято это государство, пусть не родит земля, обрушится мор (ну и все прочие кары небесные)." Колон (правила читать надо, свой сертификат, в крайнем случае прочитал бы) это проклятие не отразил, хотя возможность такую имел. Король объявляет христиан в изгнание. И вот тут-то начинается самое интересное. В состоянии "очень плохо" падает сын короля. Я интересуюсь у двух находящихся здесь же мастеров, кто и какую заражалку (проклятие действует) ему вручил. Оказалось, что никто ничего не вручал. Оказалось, что товарищ гейс нарушил (он сын короля, а не простой крестьянин, а священников прогнали), вот ему и стало плохо. От себя отмечу, что правильным действием у него было бы уйти из дома. В таком случае гейс тоже не нарушается. Но он решил по-своему. Проходит еще пара минут (Палладий хочет остаться, друид требует его чуть не в жертву принести) падает с криком девушка. Тут все оказалось проще у нее начались предродовые схватки. Палладий убеждает короля в том, что если друид уйдет все напасти прекратятся (Палладий считает, что и девушка и сын короля банально подпали под проклятие). Друид выходит из Лейнстера. Все остается на своих местах. Король готов уже отдать приказ о казни навлекших проклятие на его государство священников. Палладий просит дать ему возможность вылечить сына короля, поскольку девушки все-таки сказали, что ничего страшного не происходит роды являются вполне естественным явлением.

Но опять высшие силы вмешиваются в ход событий. В Лейнстер не по игре, а по жизни приходит девушка-сида, которая утверждает, что она пыталась заставить заклинанием Палладия замолчать на Бельтайне, а Палладий отмахнулся от этого, заявив. что ему мастер (!) сказал, что магия сидов на христиан не действует. Кто был этим мастером покрыто тайной. По правилам Палладия нужно срочно в мертвятник отправлять, но он ссылается на мастера. Высшие силы принимают соломоново решение нехай Палладий молчит прямо сейчас. 20 минут молчания в самый ответственный момент.

Палладий с Брадахом перегруппировываются, Палладий читает молитву, только шевеля губами, Брадах читает молитву вслух, стоя на коленях рядом с Палладием. Гейс, естественно, снять не удается. А тут еще девушки, принимавшие роды, кричат, что ребенок родился мертвым. В смерти ребенка логично обвиняют христиан. Христиан опять готовы поднять на копья, друидов уже впустили обратно в Лейнстер, но Брадах просит разрешения воскресить ребенка. Что и проводится. Ребенок воскрешен, но в состоянии тяжелораненого. Тут кончается молчание Палладия, он пытается выпроводить друидов вторично, но без особого успеха. Колон О'Рид возжигает огонь на жертвеннике и просит народ призвать языческих богов для снятия проклятия. До его снятия один человек успевает-таки заболеть лихорадкой. Все, кто способен говорить, призывают языческих богов, после чего проклятие снимается.

Местная целительница пытается вылечить лихорадку. Лечит, правда, почему-то от дизентерии. Естественно, что человек остается болеть. Король и умеривший свою кровожадность друид уже не призывают принести в жертву Палладия с Брадахом, они даже не хотят смерти проповедников они просто выбрасывают их за ворота. Во всей этой суматохе мало кто заметил появление Варракса с Вейдером. Когда ситуация успокаивается, они излечивают ребенка и больного лихорадкой, а также снимают гейс с сына короля, после чего заявляют, что они лишь убрали последствия столкновения высших сил, от которого не долны страдать люди. Выбирать свою дальнейшую судьбу люди должны сами. Впрочем, уже понятно, что именно они выберут.

Палладия с Брадахом по пути из Лейнстера убивает Ши О'Коннор. Мотивировка: "Я услышал, что они проклинают землю, на которой я прожил 500 лет, после чего решил их убить." Мотивировку считаю слабой, ибо не просто проклинал Лейнстер Палладий, а требовал изгнать оттуда друидов (это во-первых, не понять этого было трудно), да и слышать происходящее за городскими стенами... Ну да ладно, в принципе можно его действия считать карой господней за то, что не справились.

Сразу после их гибеди на место событий прибывает и община и Патрик. Общинцы молят Патрика воскресить к жизни Палладия с Брадахом, но этого не происходит. поскольку Патрик воскрешать не умеет, да и меч О'Коннора убивает раз и навсегда. Патрик заявляет, что больше вреда принесли Палладий с Брадахом вере христианской, чем пользы, но похоронить их, естественно, считает нужным. Даже договаривается с друидом и королем Лейнстера о том, чтобы ему дали людей в помощь доставить трупы до общины. По дороге к общине Патрик встречает Мату. Мата обязует Патрика покинуть Ирландию до Самайна. Марх, ученик друида-отшельника, испросив разрешения Маты, вызывает Патрика на поединок.

Через некоторое время Марх является на поединок в образе трехметровой змеи, Патрик без всякого оружия поражает его молнией. Это видит находящийся тут же друид-отшельник Бран (также в образе змеи), испытывать судьбу не решается и удаляется с места событий. После этого активные события по столкновению двух религий на некоторое время прекращаются.

Тем временем происходят два события, очень сильно повлиявшие на дальнейшую судьбу христиан в Ирландии. На выборах короля улады сочли себя обиженными и сочли, что выбор был против законов Ирландии. При этом вина пала и на верховного друида, утвердившего выбор. Потом в результате конфликта между родом Уи Бакшне и уладами славные потомки Финна погибают в Ульстере и ульстерцы отказываются их хоронить, несмотря на увещевания друида. В Ульстер приходит Мата и еще несколько друидов Уснеха, обращаются на местном святилище к богам, после чего ослепляют короля Ульстера Блейда на один глаз. Уладам и это действие друидов приходится не по вкусу... Извиняюсь за сумбурное изложение событий главное здесь не подробности, а суть. Подробности будут в другом рассказе, возможно, даже, и не в моем.

Наконец Патрик приходит в Уснех, где ведет долгую богословскую беседу с Матой, которая заканчивается ничем. Зато вот друиды упросили королеву Гвендолен совершить приворотный обряд, результатом которого стал приворот Патрика к Этайн, друидессе Уснеха. Патрик просит господа освободить его от волшбы чуждой, н просит неубедительно для сильного уровня воздействия приворот силен. Затем Патрик просит дать ему знамение, если на это искушение воля божья. Но знамения просто так не даются. Тогда Патрик начинает своей волей подавлять искушение. На перспективу молитвой и постом Патрик за несколько часов приворот снял. Перед уходом Патрика из Уснеха Мата повторяет требование покинуть Ирландию до Самайна. Мотивировка ты никому не гость, и нам ты чужд.

Вечером Патрик приходит в Уснех снова. В Уснехе проводится свадебный обряд. В ходе этого события Мата объявляет всех присутствующих (и Патрика в том числе) гостями Уснеха. Значит, Патрику не обязательно покидать Ирландию.

Уже ночью происходят два знаменательных события. В результате ряда операций, не все из которых мне известны, на лице у Буаха, короля пиктов появляется уродливая маска. Он не может более быть королем. после этого с проповедью в Ульстер приходит Патрик. Вот тут я дело знаю со слов Буаха, мастера при этом не присутствовали. Буах соглашается принять христианство, но выторговывает себе право не отрекаться от старых богов. На этом все и завершается.

Воскресенье.

События перемещаются в Ульстер. Улады обижены на всех и вся. Мунстерцы причастны к появлению маски на лице Буаха. Тара оскорбила уладов, выбрав недостойного по их мнению короля. Они готовы идти в военный поход. Правда они не знают о том, что Логайре изгнан из королевства, что в Таре ночью королева Гвендолен устроила кровавую резню (дабы покарать обидчиков мужа), что верховный филид умер... Но это мелочи надо идти и показывать всем. что с уладами надо считаться. Забыта даже давняя вражда с Коннахтом. Но приходят христиане и предлагают стране креститься. Страна очень сильно обижена на друидов, к тому же проповедь ведется не в духе отторжения старого. а в духе того, что надо поклоняться не разным ликам одного бога, а единому богу. Типа, раньше поклонялись ликам, а теперь...

Все радостно крещение принимают (ну, почти все, остаются некоторые, которые откладывают этот процесс на потом), но Патрик (Белгарат не очень хорошо себя чувствовал, поэтому по его собственному признанию банально забыл) не спрашивает "отрекаешься ли ты от Сатаны?". И, безо всякой катехизации, новообращенные идут нести слово божье. Впереди два воина с защитой от магии (Буах умел варить вересковый мед. Мне, блин, так и не дали попробовать :-)). Доходят товарищи до Коннахта, в котором воинов всего три, и требуют принять крещение. Пока ведутся переговоры барды со спины убивают Патрика. Научить всепрощению и любви к врагам он уладов так и не успел. Но все-таки какие-то христианские ценности привил. В Коннахте убитыми остаются только три воина поселение не вырезается. Следует отметить, что штурм Коннахта велся малыми силами всего человек пять уладов участовали. Впрочем, хватило.

В Ульстере Патрик устанавливает и освящает крест. Если бы не освятил друиды бы о событиях в Ульстере ничего не узнали. А так боги донесли до друидов мысль, что в Ульстере что-то не так. Поэтому-то войско уладов, выскочившее из леса и встретило группу друидов Уснеха во главе с Матой. Мата, видя жажду крови в глазах воинов, сдувает их на 10 метров назад, после чего превращает себя в птицу. Одна друидесса становится невидимой, четверо садятся под охранный круг. Добравшийся до места событий Буах требует прекратить преследование друидов (как бы на них не обижались уважать все-таки надо). Приказ выполняется улады слушаются своего предводителя. Буах решает, что следующей целью должен стать Мунстер. С них надо требовать выкуп чести, да можно и окрестить заодно. Воинской чести в победе над Мунстером нет в Мунстере просто отсутствуют воины. Тем не менее. улады готовы выломать ворота и объявить город вырезанным. Имеют полное право мунстерцы унизили короля уладов. Но перед воротами мунстера стоят три христианки из общины, которая крестила Ульстер. И заявляют, что перед тем, как убить мунстерцев, нападающим придется убить их. Ответ был истинно христианским – "Не вопрос!". Правда, я не уловил, кто именно это произнес воин Буаха или воины клана, живущего отдельно (их принимали за викингов но они не все были викингами). Тут-то Буах и понимает, что новопринятая религия не совсем гармонирует с принципами уладов. В плюс ко всему, его надежды на быстрое снятие маски христианами не оправдываются ему прописаны пост и молитва. Пока суть да дело на сцену выходит некое количество лейнстерцев во главе с друидом. Их достаточно быстро убивают. Мата (парит над полем битвы в образе орла) пытается остановить кровопролитие, используя проклятие оружия. Это не имеет особого успеха войско слишком большое, да и вооружено до зубов. Буах уже собирается воззвать у верховному друиду (надо отрекаться от веры, которая вошла в противоречие со всеми моральными нормами клана), как на сцену вступает третья сила. Король сидов Джареф поет в Таре на всю Ирландию песнь поношения христианским воинам, несущим христианство. У всех таковых вскакивают прыщи позора. после чего крестовый поход как-то теряет свою актуальность. Идеи коллективно помолиться ни у кого из новобращенных не возникает, а Буах наконец добивается разговора с верховным друидом. Где и договаривается об обряде очищения. Буах проследовал в Ульстер, где друиды провели обряд очищения от чуждой силы, сняли маску уродливую, но при этом боги потребовали от Буаха принести клятву защищать веру и традицию до последней капли крови. После обряда новоиспеченный Защитник Веры и Традиции возвращается к своему войску, которое уже договорилось о выкупе чести в Мунстере, возвращается вместе с войском в Ульстер, где улады с душой разносят недавно сооруженный крест. Вот за что команде уладов надо сказать большое спасибо так это за то, что играли они от души. Все внутренние сцены, будь то выборы короля или отречение от христианства были отыграны очень симпатично.

Итак, дым рассеялся, пыль осела... В Уснехе на ассамблею собираются друиды, король сидов и Варракс с Вейдером. Посланцы богов логически завершают свою миссию и рассказывают о том, как им теперь, после разговоров с христианами видится ситуация. То есть, кто такой "белый бог", о чем говорят христиане... Выводы следующие:

Белый бог это один из древних аморфов (или хаоситов, кому удобнее так), который страдает манией величия. Он захотел, чтобы ему поклонялись. как единственному творцу и правителю всего мира. Рассказы христиан о рае позволяют утверждать, что рай это отгороженный участок Иного Мира, в который направляются души людей, принявших веру в то, что наш герой придумал. При этом сделано все так чисто, что подчисток в документации и отделения части Иного Мира от всего остального никто не заметил. (Когда вернемся обратно контрразведка займется этим вопросом.) Отличительной чертой "рая" является наличие там мутантов, например, единорогов, что для аморфа, вообще говоря, естественно. Преисподняя, о которой христиане рассуждают, вероятнее всего, является пыточными подвалами, в которых "белый бог" удовлетворяет свои садистские потребности. В сад попадают те, кто в россказни нашего аморфа верил и вел себя так, как он предписывает, а в пыточные подвалы те, кто в россказни верил, но вел себя несоответствующе.

Мата предлагает изгнать христиан с изумрудного острова (пусть то, что водой принесено водой и уйдет) и больше никогда не пускать проповедников "белого бога" на землю Ирландии. Это решение принимается. Ну а так как у христиан не осталось ни Палладия ни Патрика, да и в развязывании войны их обвиняют... В общем, выполнение решения ассамблеи не вызывает никаких сомнений. Разве что пункт "никогда" может быть нарушен. Но об этом мы уже в рамках ЗСУ-2002 узнать всяко не можем.

Так и закончилась история неудачной христианизации Ирландии на игре ЗСУ-2002. Огромное спасибо всем, кто принял участие в игре, был очень рад вас всех встретить и поиграть с вами надеюсь, что не в последний раз :-).

Послесловие:

Если бы не Арагорн (это Мата, верховный друид), эта мысль бы мне и в голову не пришла. Но вот Макс сказал, Майк подумал... Что именно предложил Арагорн об этом чуть ниже. В общем, чем дальше тем сильнее у меня ощущение, что Ирландию можно было христианизовать. Ну или не получить такого вот сокрушительного поражения. Но для некоторых действий, которые я тут предлагаю, надо отыгрывать не святого, а циника. Ведь цель оправдывает средства. А цель у нас не коммунизм, а христианизированная Ирландия.

Итак, что мы имеем. Нас (христиан) мало, если мы начнем переть в лоб уничтожат безо всяких колебаний, у противников явный перевес в силах. Значит, надо постараться не возбуждать откровенную ненависть потенциальных противников, а еще лучше переманивать их на свою сторону.

Ну и действия предпочтительнее всего вести там, где сопротивление наиболее слабое или его не предполагается вообще.

В нашем случае в пятницу я бы провел разведку, при этом это отнюдь не должна была быть разведка боем, как оно имело место быть. В результате своих действий христиане засели в Лейнстере, так и не поняв общей ситуации в Ирландии. А ситуация была такова: в Коннахте друидов нет вообще, друиды Уснеха отнюдь не обязательно наличествуют в Таре, в крайнем случае, можно пытаться надавить (п освоей линии) на Ульстер или на Мунстер. Уснех пытаться брать бесполезно там друидов слишком много. В Лейнстере тоже друид не так, чтобы очень слабый. Да еще и два отшельника рядом. Потом, как оказалось, именно отшельник и обратил христианку в язычницу.

Работать надо было в первую очередь с Ульстером в этом случае на свою сторону привлекалась военная мощь уладов. В Библии и Евангелии можно было бы подыскать необходимые цитаты (особенно напирать надо было на Ветхий Завет), чем оправдать воинственность Буаха и его друзей. Каяться потом будем сейчас результат надо добиваться. А, да, чуть не забыл, надо было сразу же заявлять частичное крещение. В том смысле, что не стоило ставить игроков перед выбором "или христианство или язычество". Надо было просто поставить крест и вознести молитву о терпении. Дескать, мы все понимаем, господи, но если мы сейчас не потерпим козни Сатаны (в виде святилища друидов) рядом с нами то нам ничего не светит. Мы готовы умереть во имя твое, но не лучше ли будет, если мы прославим его. Мы не идем на сделку с дьяволом но в данный момент мы признаем его силу здесь. Я не христианин по жизни, возможно, что отыграть такое христианам было бы проблематично. Хотя... Патрик (Белгарат) крестил частично, что было очень даже исторично.

Вторая часть команды должна была работать с Коннахтом. Там друида не было вообще. Но наши христиане, похоже, прошли мимо такого искушения. Да, в Коннахте три бойца (у уладов гораздо больше), но потенциально это еще одна христианизованная пятина. Здесь можно было упирать на то, что местные боги и их священники их оставили (я так и не понял, почему Коннахт не попросил себе друида в Уснехе, а Уснех не почесался особо-то. Хотя, может, чего и не заметил.) Хорошим результатом пятницы было бы частичное крещение улада и крещение Коннахта (вполне достижимое, следует заметить, надо только быть помягче и подипломатичнее). В идеале надо было попробовать добиться мирного договора между Ульстером и Коннахтом. Изворачиваться надо было, как угодно, но это было бы таким плюсом, что ни в сказке ни пером описать.

К концу пятницы надо было набрать человек 15 – 20 христиан (включая новобращенных) и провести совместный молебен ("молитву в произвольной форме" вспоминали, конечно, но уж когда очень припирало, а надо было именно на этом игру строить). Суть молебна молебен за души заблудшие, просьба просветить их, показать им путь истинный. Отыгрыш можно было сделать красивый. Ну и на утро ждать результатов.

А где-то ночью (вот за что спасибо Арагорну! но на игре мы бы додумались, сыграй так христиане. Уж на пару я и Мелифаро наверняка бы додумались.) кому-то из друидов (наверное, двоим) было бы явление или Христа или Девы Марии. Тут был бы аргумент, и довольно сильный в пользу подтверждения правоты христианства.

И с утра (днем) в субботу можно было бы уже начинать с плацдарма Ульстер/Коннахт, имея в виду возможно колеблющихся друидов (а возможно, что и короля). Можно идти на Мунстер, можно даже массовкой... Дальше пусть каждый представляет себе процесс в меру своей фантазии, но с ключевыми моментами: дипломатией, мягкостью, свободным толкованием Писания и молебнами о просвещении заблудших (кои бы вызывали видения) христианизация имела бы гораздо больше шансов на успех. Более того, при правильном отыгрыше остальных игроков к концу игры Ирландия должна была принять Христа хотя бы как "еще одного бога". А на таком базисе, согласитесь, можно было строить дальнейшее продолжение. Возможно, даже вторую серию игры. А так –< FONT FACE="Times New Roman"> игра получилась абсолютно завершенной. Наверное, это к лучшему.


К архиву ЗСУ   На главную