-
РЕЛИГИОЗНЫЕ
КОНЦЕПЦИИ
И КУЛЬТ.
1. ОБЪЯСНЕНИЕ
НАЗВАНИЯ
ДРУИДОВ.
Первейшее
и, быть может,
самое важное
учение
друидов
вписано в
этимологию
их названия, dru-uid-es
“ученейшие”,
причем наука
должна
пониматься
здесь в
тройственном
значении: мудрость,
священная
наука
и познание.
Мы уже
писали о
деталях этой
этимологии (см.
выше стр. 169-170), но
эта
этимология
двойственна,
поскольку
наряду с
буквальным
истолкованием
корня *uid-
существует
другая –
символическая
–
интерпретация,
осннованная
на омонимии *uid-
“знание”
и *uid- “дерево”
(ирл. fid,
валлийск. gwydd,
бретонск. gwez).
Дерево и
впрямь во
всем
индоевропейском
регионе
служит
символом
силы (ср.
латинск. robur
“каменный
дуб” и
происходящее
отсюда
прилагательное
robustus “крепкий,
сильный”).
Наименование
друидов
сочетает в
себе
мудрость,
познание и
знание в
соответствии
с реальной
этимологией
– и силу (то
есть
способность
применять
свои знания
на практике)
в
соответствии
с
этимологией
символической.
В
качестве
приложения
или
следствия
этой
символики
можно
вспомнить,
что друиды
иногда
участвовали
в войне или
носили
оружие. За
примерами
ходить
недалеко,
начиная с
Дивикиака в
Галлии,
единственного
исторического
друида,
современника
Цезаря, и
Катбада,
великого
друида
уладов во
многих
эпических
преданиях.
Галльские
друиды,
согласно
Цезарю,
решали
исключительно
силой оружия
исход
выборов
своего
верховного
вождя, а в
некоторых
ирландских
текстах
описываются
случаи
соперничества
– личного,
ученого, но
не
функционального
– между
друидами или
филидами. И
все же “вождь”
галльских
друидов
обладал
превосходством
в силу
своего
знания и
авторитета:
Цезарь
использует в
своем
рассказе
фразу praeest unus вместо
imperat.
Друиды
иллюстрируют,
таким
образом,
крайне
архаичные
соответствия
между
изначальными
верховными
божествами:
Огма (герой)
может
рассматриваться
как
раздвоение
или “расщепление”
Дагды, но он
никогда не
заменяет его.
Подобная
архаическая
черта
уникальна
для
индоевропейского
мира:
Дагда
– дружественность,
согласие,
все,
что ясно,
улажено,
согласовано,
приятно.
Огма
– война
и насилие,
магия,
все,
что темно,
разнузданно,
хаотично,
зловеще.
Точные
соответствия
этим богам
мы находим в
верховной
паре Митра-Варуна,
когда Митра
в Индии был
богом
согласия, а
Варуна –
богом войны
и магии.
Именно
потому, что
он является
богом
соглашений,
бог-друид
пускает в
ход самые
коварные
уловки и не
соблюдает
своих
обещаний;
именно
потому, что
Огма – бог
силы и
насилия, он,
под именем
Элкмара
предстает
жалким
трусом.
Самая
возвышенная
символика
сублимируется
в его
двойственной
сути: это
смехотворный
мудрец,
безрукий
даритель
благ,
косноязычный
учитель
красноречия,
кастрированный
производитель
и т.д.
Сообразно
обстоятельствам
боги и
друиды
предлагают
людям то
одну, то
другую
створку
этого
диптиха.