<--Back
    1. РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И КУЛЬТ.

 

1. ОБЪЯСНЕНИЕ НАЗВАНИЯ ДРУИДОВ.

 

Первейшее и, быть может, самое важное учение друидов вписано в этимологию их названия, dru-uid-es “ученейшие”, причем наука должна пониматься здесь в тройственном значении: мудрость, священная наука и познание. Мы уже писали о деталях этой этимологии (см. выше стр. 169-170), но эта этимология двойственна, поскольку наряду с буквальным истолкованием корня *uid- существует другая – символическая – интерпретация, осннованная на омонимии *uid- “знание” и *uid- “дерево” (ирл. fid, валлийск. gwydd, бретонск. gwez). Дерево и впрямь во всем индоевропейском регионе служит символом силы (ср. латинск. robur “каменный дуб” и происходящее отсюда прилагательное robustus “крепкий, сильный”). Наименование друидов сочетает в себе мудрость, познание и знание в соответствии с реальной этимологией – и силу (то есть способность применять свои знания на практике) в соответствии с этимологией символической.

В качестве приложения или следствия этой символики можно вспомнить, что друиды иногда участвовали в войне или носили оружие. За примерами ходить недалеко, начиная с Дивикиака в Галлии, единственного исторического друида, современника Цезаря, и Катбада, великого друида уладов во многих эпических преданиях. Галльские друиды, согласно Цезарю, решали исключительно силой оружия исход выборов своего верховного вождя, а в некоторых ирландских текстах описываются случаи соперничества – личного, ученого, но не функционального – между друидами или филидами. И все же “вождь” галльских друидов обладал превосходством в силу своего знания и авторитета: Цезарь использует в своем рассказе фразу praeest unus вместо imperat.

Друиды иллюстрируют, таким образом, крайне архаичные соответствия между изначальными верховными божествами: Огма (герой) может рассматриваться как раздвоение или “расщепление” Дагды, но он никогда не заменяет его. Подобная архаическая черта уникальна для индоевропейского мира:

 

Дагдадружественность,

согласие,

все, что ясно,

улажено,

согласовано,

приятно.

 

Огмавойна и насилие,

магия,

все, что темно,

разнузданно,

хаотично,

зловеще.

 

Точные соответствия этим богам мы находим в верховной паре Митра-Варуна, когда Митра в Индии был богом согласия, а Варуна – богом войны и магии. Именно потому, что он является богом соглашений, бог-друид пускает в ход самые коварные уловки и не соблюдает своих обещаний; именно потому, что Огма – бог силы и насилия, он, под именем Элкмара предстает жалким трусом. Самая возвышенная символика сублимируется в его двойственной сути: это смехотворный мудрец, безрукий даритель благ, косноязычный учитель красноречия, кастрированный производитель и т.д.

Сообразно обстоятельствам боги и друиды предлагают людям то одну, то другую створку этого диптиха.