|
<--Back
IV. ЖРЕЧЕСКИЙ
КЛАСС:
ДРУИДЫ,
ПОЭТЫ, БАРДЫ
И
ПРОРИЦАТЕЛИ.
Отличительной
особенностью
кельтской
религии
можно
считать то,
что она, в
отличие от
религии
греческой,
римской или
германской,
располагала
не только
священнослужителями,
но и
иерархизированным,
организованным
и глубоко
структурированным
жреческим
классом, во
многом
сравнимым с
классом
индийских
брахманов.
Мы
имеем в виду
друидов,
которые, по
правде
говоря,
являются
совсем иным,
чем просто
духовенство.
Однако и это
последнее
наименование
мы будем
употреблять
время от
времени,
чтобы дать
ясное
понятие о
том, что
сущность их
функций
относилась к
религиозному
порядку. В
древних
текстах
нигде не
указывается,
что друиды
были
священнослужителями.
Но они
занимались
жертвоприношениями,
и уже одно
это говорит
о том, что их
жреческое
достоинство
не подлежит
сомнению.
Было бы
заблуждением
видеть в них
только “философов”,
а в “друидизме”
– лишь
собрание
метафизических
доктрин.
Также было
бы пустой
тратой
времени –
заниматься
исследованием
несуществующей
друидической
иконографии.
Все
это нужно
уточнить до
мельчайших
деталей. Ибо,
как брахман
в Индии,
друид был
гораздо бoльшим,
чем “священнослужитель”
в
современном
смысле этого
слова,
потому что
средневековый
и
современный
мир
понемногу
удалился от
мира
священного в
литургических,
обрядовых и
богословских
проявлениях.
В обществе
же, в котором
не
существовало
никакой
разницы
между “священным”
и “профанным”
из-за
отсутствия
профанного,
друид был
гораздо выше
короля или
воина,
занимая
первое по
важности и
достоинству
место.
Символизм
цветов
довольно
верно
передает
социальное
превосходство
друидов:
белый
– это
универсальный
жреческий
цвет
индоевропейцев:
во всех
кельтских
языках *vindo-s,
ирл. find,
валлийск. gwyn,
бретонск. gwenn,
обозначает “белый,
добрый”. И
нету друида
ни у Плиния,
ни в
ирландских
преданиях,
который бы
не носил
белых
одеяний.
Красный – это
воинский
цвет, а также
цвет знания (Дагда
был назван Ruadh
Rofhessa “Красный
Совершенного
Знания”).
Другие
основные
цвета, синий,
зеленый и
желтый,
относятся к
классу
производителей,
однако как
функциональные
цвета они
редко
появляются
в кельтских
преданиях.
Атрибуция
синего
бардам, а
зеленого
прорицателям
(vates)
является
ошибкой
неодруидизма.
Во-первых,
синий и
зеленый – это
один и тот же
цвет, а, во-вторых,
этот цвет не
был
жреческим,
так как
единственным
жреческим
цветом
являлся
белый. Во
всех живых
кельтских
языках,
ирландском,
валлийском
и
бретонском, glas
обозначает
одновременно
“синий”, “зеленый”
и “серый”.
Существование
друидов
имело смысл
и было
реальным в
рамках
живого
кельтского
общества,
где все
основывалось
на понятии о
священном.
Название “философия”
может в
полной мере
относиться
лишь к
греческой
мудрости вне
зависимости
от любых
религиозных
понятий, и
говорить о “философии”
у индийцев
или кельтов –
это
очевидная
бессмыслица.
Другое
доказательство
жреческого
достоинства
друидов
является
косвенным,
но от того не
менее
убедительным:
Цезарь
употребил
галльское
слово druides,
поскольку
латинское
слово sacerdos
(используемое
им два или
три раза)
имело более
узкий и
неполный
смысл (для
обозначения
воинского
класса
латинского
термина equites ему
было
достаточно).
Напомним еще
раз, что
древний
друид
существовал
только в
рамках
независимого
кельтского
общества, не
обращенного
в другую
религию, он
пользовался
кельтским
языком как
языком
священным.
Этого
достаточно,
чтобы
относиться к
любому
возрождению
“друидизма”,
претендующему
на древнее
кельтское
происхождение,
как к
ничтожной
пародии.
Брахманы
лучше нас
знают, что
санскрит
церемоний
или обрядов,
размышлений
или гимнов
возник не
для того,
чтобы
переводиться
на другие
языки.
|