2.
БОГИ, ГЕРОИ И
ВОИНЫ.
Было
бы трудно
говорить о
кельтских
полубогах в
том же
смысле,
какой
придает им
греческая
мифология.
Впрочем, в
Ирландии,
когда речь
заходит о
сколько-нибудь
значительных
персонажах,
легендарных
или
псевдоисторических,
действие
переносится
в область
мифа, где
разница
между
человеческим
и
божественным
теряет
всякое
значение,
поскольку
кельтская
традиция
почти не
интересуется
“обычными”
людьми.
Герои не
являются
богами,
поскольку
для них не
нашлось
никакого
места в
пантеоне, а
легенды чаще
всего
устанавливают
лишь общую
хронологию
их
существования:
рождение,
детство,
юность,
жизнь,
наполненная
подвигами,
героическая
и
насильственная
смерть.
Но
герои – не
обычные люди,
поскольку им
открыт
доступ в
Иной Мир, а
наималейший
из их
подвигов
превышает
возможности
человеческого
существа.
Другое
отличие “бога”
от “героя”
присутствует
на
функциональном
уровне.
Явные
воинские
качества
героя мешают
ему
принимать
какое-либо
участие в
осуществлении
управления (отношения
Кухулина и
Морриган,
богиней
войны и
власти, были
сложными и
порой
враждебными,
отмеченными
постоянной
неприязнью
со стороны
героя и
несколькими
предательствами
со стороны
богини).
Герой должен
только
совершить
воинский
подвиг.
Кроме того,
Кухулин,
одновременно
архетип и
прототип, –
это
единственный
герой такого
масштаба во
всех
ирландских
легендах,
другие воины
были слабее
его или были
его
подражателями.
Неслучайно,
что
некоторые
греческие
авторы
описывали
Геракла как
героя-основателя
Галлии.
Таким
образом,
никогда не
утверждалось,
что Кухулин –
это бог: он
героический
воин,
умирающий
стоя, лицом к
неприятелю.
В то же время
он сын Луга.
Его рождение
произошло
троекратно,
а зачатие
свершилось в
Ином Мире.
Здесь все
обстоит
совсем не
так, как в
Греции, где
боги
нисходили на
землю, чтобы
породить
полубогов,
одарив своей
любовью
смертных
избранниц,
здесь
частица
человеческого
общества,
жреческого,
королевского
или
воинского,
внезапно
переносится
на уровень
богов и
обретает их
способности.
Если
не принимать
во внимание
некоторую
разницу в
измерениях
времени и
пространства,
между
посюсторонним
и
потусторонним
мирами
существует
тесная связь,
неоспоримое
сходство.
Уладский
цикл,
который
наряду с
циклом
мифологическим
является
наиглавнейшим
источником
наших
сведений,
отмечен
яркой
мифологической
окраской:
перенесенные
в область
мифа
человеческие
персонажи
ведут себя
как боги,
типологическим
воплощением
и функцией
которых они
чаще всего
предстают.
Мифический
мир кельтов
соткан из
неустанных
повторений,
не полностью
скрывающих
изменений
имен: Дагда
повторяется
отчасти в
короле
Конхобаре и
друиде Мог
Руйте,
прошедшем
высшую
инициацию,
остановив,
как Дагда,
ход солнца (за
что он
поплатился
сверхъестественной
слепотой).
Кухулин – сын
Луга, но под
своим первым
именем, Шетанта
(“идущий”), он
имеет много
общего с
Огмой (“проводником”).
Сам Огма
предстает в
образе “оскопленного”
хитреца
Келтхара,
хранителя
волшебного и
убийственного
копья,
которое
сопровождает
котел Дагды.
Друид Финген,
подобно
Дианкехту,
описывается
как чудесный
врачеватель:
ему
достаточно
взглянуть на
дым,
поднимающийся
над крышей
какого-нибудь
дома, чтобы
определить,
какими
болезнями
страдают его
жильцы;
когда король
Конхобар
получает
смертельную
рану от
камня,
пущенного из
пращи, он
спасает его
путем
искусной
трепанации
черепа.
При
необходимости
божественная
функция или
личность
могут
фрагментироваться,
дробиться на
триады или
на множество
персонажей,
которые в
случае
надобности
становятся
братьями и
сестрами:
было три
королевы
Медб, но у той
из них, что
правила
Коннахтом,
подчас
насчитывалось
пять сестер.
У Дагды – два
брата,
Мананнан и
Мидир; один
из них – бог
Иного Мира,
другой
является
владыкой и
судьей “нижнего
мира” и,
согласно
некоторым
преданиям,
одно и то же
приключение
приписывается
то одному, то
другому из
трех братьев.
Насчитывается
множество
богинь-эпонимов
Ирландии (столько
же, сколько
имен у этого
острова) и у
всех одна и
та же
история.
Ирландия и в
самом деле
носит немало
мифологических
или
символических
имен, а ее
героические
персонажи
нередко
троятся, как
и боги: три
Махи, три
Морриган,
три Бодб, три
эпонима
Ирландии –
ведь это
число, при
всей своей
множественности,
является
одним из
символов
совершенного
божественного
единства. Из
этого
следует, что
у кельтов
была весьма
сложная
типология
богов.