4. ИРЛАНДСКИЕ
И ВАЛЛИЙСКИЕ
РУКОПИСИ.
В
ходе
исследования,
проводившегося
в 1883 г., д’Арбуа
де
Жюбенвилль
составил
каталог
девятисот
пятидесяти
трех
ирландских
рукописей,
сохранившихся
в
библиотеках
Великобритании
и Ирландии.
Но, согласно
его
собственным
оценкам, это
всего
половина
того, что
можно было
бы отыскать
на
Британских
островах.
Около сорока
из названных
рукописей
относятся к
эпохе до XV в.,
семь
датируются XI
в. Остальные
принадлежат
XV-XVIII вв.
Несмотря на
четыре века
существования
книгопечатания,
последняя
ирландская
рукопись –
это копия,
сделанная
Юджином О’Кэрри,
профессором
Дублинского
университета,
в 1848 г. Не
всегда
известно о
рукописях,
содержащихся
в частных
коллекциях.
В
многочисленных
континентальных
рукописях
также
содержатся
ирландские
глоссы к
латинским
текстам,
составленные
монахами,
сопровождавшими
великих
основателей
монастырей в
меровингскую
и
каролингскую
эпохи. Такие
глоссы, а то и
связные
тексты,
находятся в
Берне,
Брюсселе,
Камбре,
Карлсруе,
Дрездене,
Энгельберге
(кантон
Унтервальд,
Швейцария),
Флоренции,
Клостернойбурге
(Австрия),
Лане,
Лейдене,
Милане,
Нанси,
Париже, Рене,
Риме, Руане,
Санкт-Галлене
(Швейцария), в
монастыре св.
Павла близ
местечка
Унтердрауберг
в Каринтии, в
Стокгольме,
Турине, Вене,
Вюрцбурге.
Глоссы
из Санкт-Галлена,
Вюрцбурга и
Милана,
относящиеся
к числу
самых
многочисленных,
датируются
периодом VIII-IX
вв. Они
представляют
собой основу
нашего
знания
древнеирландского
и, таким
образом,
составляют
часть
документов,
к которым
особенно
часто
обращается
кельтская
филология.
Однако
поскольку
они
комментируют
исключительно
христианские
тексты (послания
святого
апостола
Павла к
Коринфянам и
несколько
псалмов) или
же латинские
грамматики,
глоссы не
являются
архаическими
по
содержанию.
За
несколькими
исключениями,
все
традиционные
мифологические
предания
содержатся в
рукописях,
никогда не
покидавших
Ирландию или
Великобританию.
Они были
переписаны
позже глосс,
но
содержание
их древнее.
Можно
сказать, что
большая их
часть была
переписана в
нескольких
знаменитых
рукописях,
таких , как “Лейнстерская
Книга”, “Книга
Бурой Коровы”,
“Желтая
Книга из
Лекана”, “Книга
из Баллимота”,
“Книга из
Фермоя”, –
компиляциях,
составленных
в разные
эпохи
средневековья
и по
счастливой
исторической
случайности
уцелевших от
уничтожения.
У
валлийских
рукописей
несколько
иная судьба,
поскольку их
нет на
континенте,
и хотя
некоторые из
них
достигают
возраста
наиболее
древних
ирландских
рукописей,
большинство
является
недавними,
появившимися
не раньше XVII в.
Лишь
небольшое
число из них
содержит
легендарные
сказания или
намеки на
мифологию: “Черная
Книга из
Кармартена”, “Красная
Книга из
Хергеста”, “Белая
Книга
Ридерха” (все
три
датируются XIV
в.). Четыре
ветви “Мабиноги”
сохранились
в почти
одинаковых
вариантах в “Красной
Книге” и “Белой
Книге”.