2. Апогей
кельтской
цивилизации.
Кельтская
цивилизация
достигает
апогея в
гальштаттскую
и латенскую
эпохи (они
названы так
по имени
стоянок в
Австрии, в
Зальцкаммергуте,
и в
Швейцарии,
на берегу
озера
Невшатель).
Цивилизация
этих эпох
является
продолжением
культуры “полей
погребальных
урн” (прежде
называвшейся
культурой
Лузас),
которая
процветала
по всей
Европе
бронзового
века и
которую
некоторые
археологи
относят к
первой фазе
последующего
периода (культуры
Гальштатт).
Но
действительно
ли культура “полей
погребальных
урн” была все
еще не
кельтской?
Железо
появляется в
Европе
приблизительно
к 900 г. до н. э., его
привозили из
района
Средиземноморья.
А
приблизительно
к 700 г.
относятся
первые
свидетельства
греков о
присутствии
(оно могло
быть и более
ранним)
кельтских
сообществ в
Испании,
Британии и
Ирландии.
Вторая фаза,
около 600 г.,
ознаменована
первыми
прямыми
контактами
между
греками и
кельтами
дунайского
бассейна, а
также Южной
Германии.
Затем, около 500
г.,
отмечается
первое
появление
греческой
керамики в
Бургундии, а
также начало
торговли с
этрусками. К
этой же
эпохе
относится “княжеское”
захоронение
в Виксе.
Никто и не
думает
отрицать его
кельтское
происхождение,
однако
кратер,
который
принес ему
известность,
оказался
греко-этрусским.
Такая же
пышность,
роскошь и
богатство
были найдены
в скорее
царском, чем
княжеском,
захоронении
из Хохдорфа
в
Вюртемберге.
Эти
захоронения
приводят к
путанице в
датировках.
Археологи
неизбежно
возвращаются
к немецкой
хронологии
Рейнеке и
Мюллер-Карпе,
подходящей
также для
Франции.
Гальштатт – несомненно
кельтский.
Этот период
не может
быть иным.
Затем
начинается
латенский
период с его
более или
менее
значительными,
в
зависимости
от регионов,
вариациями (особо
следует
отметить
Ирландию,
шагнувшую из
бронзового
века в
латенский
период, а из
него – в
раннее
средневековье),
и период
наибольшей
экспансии
кельтов,
которая
закончилась
лишь с
появлением
Цезаря в
Галлии. Это
была эпоха
зарождения
своеобразного
линейного и
декоративного
стиля в
искусстве,
заимствовавшего
некоторые
свои мотивы
у греческих
образцов, но
крайне
живого и
самобытного.
Влияние
латенского
искусства
надолго
сохраняется
в ирландской
миниатюре,
хотя она и не
осталась
чуждой
другим
воздействиям,
принесенным
христианством.
Наконец,
упомянем о
нашем отказе
от
использования
в
археологической
терминологии
прилагательного
latйnien,
используемого
с недавних
пор
некоторыми
археологами.
Это слово
является
французской
калькой с
чешского latensky,
и, как parisien или
londonien,
семантически
обозначает
только
географическое
происхождение.
Немецкие
археологи
говорят latиnezeitlich
“относящийся
к эпохе Ла
Тене”, что
более точно
хронологически.