II. Определения
и критерии (дисциплины
и методы).
1. Антропология.
Самым
рискованным
критерием
следует
считать
критерий
расовый –
хотя бы
потому, что
представители
различных
рас могут
говорить на
одном языке,
что часто
подтверждается
в наше время
распространением
английского
языка. В
античном
мире самые
разные
народы
говорили по-гречески
и по-латыни.
То же самое
нужно
сказать и о
кельтском
языке в
период его
наибольшего
распространения.
Кельты, без
сомнения,
принадлежат
к белой расе,
многие
представители
которой к
тому же носят
кельтские
имена, но если
бы в
кельтском
мире, древнем,
средневековом
или
современном,
нужно было
установить
типологию
всех других
представителей
рода
человеческого,
живших в
постнеолитическую
эпоху в
Европе, это
привело бы
нас к
невероятному
смешению
деталей. А что
если
неолитические
популяции
были
кельтизированы?
Впрочем, в
Новом Свете XIX-го
века
встречались
чернокожие
рабы,
говорящие по-гэльски,
и патагонцы,
выучившие
валлийский.
Из этих
фактов
существенными
являются
самые
исключительные
и
экстремальные.
А когда-то, в
глубине
веков, галлы
говорили на
латыни, а
галаты – по-гречески.
Основным,
если не
единственным,
этническим
критерием
был и
остается
язык.
Расовый
критерий
используется
так часто в
современной
Европе на
потребу
идеологий, по
большей
части не
имеющих
ничего
общего с
индоевропейским
наследием,
именно
потому, что он
не поддается
проверке.
Только люди,
совершенно
несведущие в
санскритской
и
индоевропейской
филологии,
могут
называть
германцев
ариями –
термином,
который у
индо-иранцев
служил
исключительно
для
обозначения
первых трех
каст в
противоположность
четвертой и
всем
остальным,
которые не
включаются в
структуру
трехчленной
идеологии.
Так же, надо
полностью
пренебрегать
индийской
традицией,
чтобы
воспринимать
слово varna “цвет”
и “каста” в
буквальном и
конкретном
смысле, не
учитывая
всей
символики.
Кроме того,
даже в
Северной
Европе
встречаются
темноволосые
брахицефалы.
Если и
существуют
более или
менее
обособленные
физические
типы данной
страны,
региона и
даже климата,
ни один из них
не
составляет
расу в точном
смысле этого
слова, и нам
не
попадалось
ни одной
серьезной
работы по
антропологии,
убедительно
прослеживающей
отдаленные
расовые
истоки
кельтов.
Европейская
культура
определяется
не по
расовому
признаку, а по
языковому и
этническому.
Индоевропейский
homo sapiens узнается
даже не по
предметам
его
повседневной
жизни, а по
его языку, его
верованиям,
его мыслям,
если они нам
доступны.
Антропология
дополняет в
этом
отношении
неточности
археологии
там, где
последняя
недоказательна.
Материальные
следы
человеческой
жизни не
являются
определяющим
критерием
интеллектуального
уровня этой
жизни:
римское
право было
создано в
хижинах
пастухов и
крестьян на
холмах
древнейшего
Рима.
Разумеется, и
здесь не
обойтись без
исключений: в
ходе
бесчисленных
событий,
растянувшихся
на много
веков,
случались
инциденты
вроде войн с
индейцами в
Соединенных
Штатах, когда
завоеватели
истребляли
местное
население и
сами
заселяли
огромные и
плодородные
пространства.
Немало
народов
исчезло в
таких
столкновениях
– взять хотя
бы судьбу
пруссов в XVI
веке. Но в
совокупности
индоевропейцы
никогда не
были “расистами”.
Такие народы,
как финны и
венгры, вошли
в состав
европейцев,
не переменив
свой язык, и
кроме него у
них не
осталось
никаких
этнических
следов не
индоевропейского
происхождения.
Однако
история
никогда не
повторяется
в той же форме
и при
абсолютно
одинаковых
условиях. Мы
лишены
возможности
узнать, как
вели себя
кельты по
отношению к
неолитическому
субстрату,
предшествовавшему
им в Западной
и
Центральной
Европе. Позже,
в эпоху
средневековья,
мы
располагаем
примером
ирландцев,
ассимилировавших
выходцев из
Скандинавии
и
нормандских
баронов.
Любой
контакт, даже
военный, и a
fortiori политический
или торговый,
влечет за
собой самые
различные
последствия.
Проще
всего
предположить,
что кельты
действовали
не иначе,
нежели
поступали
римляне в
течение
нескольких
веков в
Галлии,
Испании,
Германии и
Британии: они
навязали
этим
покоренным
странам свою
материальную
цивилизацию,
свои
религиозные
и
политические
концепции и
свой язык, а
затем и все
формы своей
духовной
активности.
Стоит ли
добавлять,
что все эти
спекуляции
представляют
для научного
исследования
лишь
второстепенный
интерес? Для
Западной и
Центральной
Европы
история
начинается с
кельтов.