4. Кельтские
миграции.
Итак,
кельты были
частью
захватчиков,
двигавшихся
последовательными
волнами,
особенно
начиная со
второго
тысячелетия
до нашей эры,
и кельтский
является для
Западной
Европы
древнейшим
языком, с
которым
можно
соотнести
определенный
географический
регион.
Однако
помехой для
изучения их
истории
служит тот
факт, что они
пренебрегли
письменностью.
Когда в конце
VI века до н. э.
появились
первые
греческие
историки, они
застали и
донесли до
нас разве что
самый финал
первоначального
потрясения:
кельты осели
и могли лишь
уточнять или
расширять
границы
своего
обитания.
Потребовались
позднейшие
сопоставления
Геродота и
Гекатея
Милетского,
чтобы мы
узнали, что в
начале V века
кельты
занимали
истоки Дуная
и
окрестности
Лигурии
неподалеку
от Марселя.
Все эти
сведения,
даже с точки
зрения
греков,
зачастую
кажутся
неточностью,
превращающей
историю в
легенду. В
любом случае
сейчас
необходимо
пересмотреть
традиционные
даты и
говорить о
большей
древности:
кельты
поселились в
Западной
Европе
задолго до V
века.
Позднее
история
сообщает нам
о более
конкретных
событиях:
вторжении в
Северную
Италию в
начале IV века,
взятии Рима в
390-м году,
набегах на
Балканы и
осаде Дельф в
289-м году до н.э.,
основании
галатской
тетрархии в
Малой Азии,
колонизации
белгами
Британии,
бретонском
переселении
в Арморику
где-то между IV
и VI веками
нашей эры.
Но одна
деталь
остается
неясной: как
бы там ни было,
формирование
этносов
относится к
эпохе более
древней, чем
та, на которую
подчас
указывают
латинские и
греческие
авторы, и не
поддается
серьезному
научному
изучению.
Достоверным
является
лишь тот факт,
что кельты
являлись
сплоченной
этнической
группой еще в
эпоху,
предшествующую
историческому
времени. Их
колыбелью
была не
только
Галлия и
Британские
острова, но и
Южная
Германия и
Богемия,
которые
можно
считать их
истинной
прародиной.
Вполне
вероятно, что
они
обосновались
там еще в
бронзовом
веке, во
втором
тысячелетии
до н.э.
Но что
представлял
собой этнос в
самые
отдаленные
эпохи, какие
мы только
можем себе
вообразить? В
настоящее
время мы
больше не
верим в
изначальное
единообразие
индоевропейского
мира,
теоретического
феномена, а не
данности,
подконтрольной
истории:
медленно
продвигаясь,
мы осторожно
задумываемся
над сложными
общностями,
над
взаимопроникновением
цивилизаций,
народов и
наречий, над
словарными
влияниями.
Кельтская
группа, как и
любая другая,
должна была
мало-помалу
возникнуть
из хаоса.
Кельтам
должны были
предшествовать
“протокельты”.
Однако мы
совершенно
не
представляем
себе, как все
происходило
между пятым и
четвертым
тысячелетиями
до н.э., в эпоху,
единственные
архивы
которой –
китайские,
египетские
или
месопотамские.
В чем
заключается
разница
между
кельтами и “протокельтами”?
Был ли
древневерхненемецкий
Ноткера “протонемецким”
языком, а
французский
Рютбефа – “протофранцузским”?
В качестве
сравнения и
чтобы лучше
разобраться
с мыслями,
можно задать
следующий
вопрос: когда
у стран
Западной
Европы
появилась
необходимость
стать
политически
обустроенными
государствами?
И сколько
народов
участвовало,
добровольно
или
вынужденно, в
образовании
каждого из
них?
Ибо, к
сожалению,
все эти
народы
индоевропейской
до- и
протоистории
были
непоседливыми,
склонными к
миграциям и
исчезновению
в большой
черной дыре
забвения.
Поразительный
исторический
образ
великих
вторжений
конца
античности
содержится в Vц
lkerwanderungen
или
германских великих
переселениях.
Процесс
лингвистического
формирования
заканчивается
уже в самые
отдаленные
эпохи,
различимые
для нас:
вспоминая о
греках,
римлянах,
германцах
или, а fortiori, о
кельтах, мы
прежде всего
думаем о
людях,
говорящих на
греческом,
латинском,
германском и
кельтском
языках и
только во
вторую
очередь
перед нами
предстают
материальные
аспекты
культур,
обособляющих
их друг от
друга. Этот
способ вuдения,
являющийся
также
своеобразной
мерой
предосторожности,
позволяет
нам не
принимать во
внимание
огромные
различия в
уровнях
политического
сознания,
составляющие
пропасть
между
кельтским
или
германским “племенем”
(слово не
совсем
ясного
значения),
греческим
полисом и
римским
городом.
Античность
не считает
кельтами тех,
кто уже не
говорил по-кельтски:
когда в
начале
процесса
культурной
ассимиляции
Страбон, без
тени
презрения
или
снисхождения,
упоминает о
галлах,
подвергшихся
романизации
или
эллинизации
в Нарбонской
провинции, он
испытывает
необходимость
уточнить, что
для него они
уже не
являются
варварами.
Стоит
добавить, что
всякий раз мы
замечаем, как
за
романизацией
следуют
урбанизация
и
христианизация
(один процесс
вызывает два
других) и что
романизация
была
доказательством
или знаком
тройственного
разрыва,
лингвистического,
политического
и
религиозного,
с кельтским
прошлым.
Галло-римляне,
то есть галлы,
теряющие
мало-помалу
все сознание
собственной
кельтскости,
прекратили
говорить по-галльски
между VI и VII
веками, в
зависимости
от местности
или
социального
слоя, и стали
говорить по-латыни.
Во всей
европейской
истории
античности
язык
представляется
знаком,
удостоверением
того, что мы
называем “национальностью”,
и помимо
языка
невозможно
установление
критериев
подлинной
идентификации.
Таким
образом, нам
следует в
первую
очередь
пользоваться
информацией,
предоставляемой
филологией и
лингвистикой,
с оговорками,
возникающими
на стыке
различных
дисциплин.
Поскольку
лингвистический
фактор
является
единственным,
обеспечивающим
непосредственное
знакомство с
предметом
наблюдения,
наша
методика
должна
соответствовать
этому
положению.
Всякое
уклонение от
него рискует
стать
катастрофическим:
в 1946-ом году
ирландский
ученый Томас
О’Рахилли
совершил
оплошность,
приняв за
историческое
сообщение
ирландский
миф,
повествующий
о шести веках
человечества
и
впоследствии
трансформированный
в рассказ о
пяти волнах
вторжения
чужеземцев.
Поскольку
племя Фир
Болг (см. ниже)
в списках из
легендарных
анналов
предшествует
гойделам, он
высказал
версию о
древнем
бриттском
населении
Ирландии и
выдвинул
бездоказательную
гипотезу о
вторжении
гойделов,
произошедшем
в то же время,
что и
завоевание
Цезарем
Галлии. Эта
чудовищная
нелепость,
противоречащая
всем
лингвистическим
и
археологическим
данным, к
сожалению,
часто
приводится в
популярных
учебных
пособиях.