<--Back
Глава
первая
КЕЛЬТЫ ВО
ВРЕМЕНИ И В
ПРОСТРАНСТВЕ
Происхождение.
Кто такие
кельты?
Нет более
расплывчатого
понятия для
современных
европейцев,
чем понятие “кельтская
цивилизация”,
если только
они о нем
вообще
подозревают.
Стало быть,
насущным
вопросом
является
определение: кто
же такие
кельты? Как,
посредством
чего,
используя
какие
критерии, их
можно
идентифицировать?
Здесь мы
сталкиваемся
с проблемой
весьма
насущной и
обязанной
своим
происхождением
исключительно
современности:
с концепцией
национальности.
Считать ли
кельтами тех,
кто ими был
или хотел
быть в силу
своего языка
и
самоназвания,
унаследованного
у далекого
прошлого, или
тех, кто
является ими
до сих пор,
хотя
зачастую и не
хотел ими
быть?
Продолжают
ли
оставаться
кельтами
гельветы,
превратившиеся
в швейцарцев
и говорящие
по-немецки
или по-французски,
а если
продолжают,
то в той ли
мере, в какой
можно
считать ими
дублинских
ирландцев,
говорящих по-ирландски,
или
бретонцев из
Верхней
Бретани,
пользующихся
романским
языком в
течении вот
уже десяти
столетий?
Первый,
широкий,
подход к этой
проблеме
включает в
число
кельтов
почти всю
Европу от
Баварии до
Богемии или
от Бельгии до
Северной
Италии; во
втором –
подавляющее
большинство
ирландцев и
шотландцев
представляют
собой
англоязычных
без особых
оригинальных
черт, а кельты
остались
только в
отдаленных
районах
Кэрри и
Донегола.
Французские
учебники,
упоминающие
“наших
предков
галлов”, чаще
всего
забывают
уточнить, кем
были эти
галлы по
отношению к
другим
кельтам,
которые
неизбежно
определяются
столь общо,
что это
определение
граничит с
неточностью.
Греки
называли их K
e l t
o i и G
a l a
t o i
, римляне – Celtae,
Galli, Celtici,
но вплоть до
времен
Цезаря и
Тацита, то
есть до
первого века
нашей эры,
древние
путали их с
германцами, и,
к сожалению,
находится
немало
французов,
которые, и
глазом не
моргнув,
соглашаются
с тем, что
название Galli
происходит
от
латинского gallus,
поддерживая
тем самым
сомнительный
каламбур “галльский
петух”. Еще в XX
веке легко
приписывали
гэльский
язык галлам, а
валлийскую
литературу
бретонцам. Мы
умолчим о
плохих
романах, в
которых
описываются
такие
приключения
Веркингеторикса
или Цезаря, о
которых
история
абсолютно
ничего не
говорит и
которые вряд
ли вообще
могли иметь
место. Разве
трудно
понять, что
этноним кельты
обозначает
совокупность
этносов,
между тем как
другие
этнонимы: галлы,
валлийцы,
бретонцы,
галаты,
гэлы –
используются
для
обозначения
разных
народов? Что
касается
термина галло-римляне,
то он не
определяет
никакой
другой народ,
кроме галлов,
потерявших
свои
языковые,
этнические и
религиозные
особенности,
на
протяжении
какого-то
временного
отрезка,
который
очень трудно
оценить и
точно
определить.
Простое
семантическое
определение
слова кельтский,
прилагаемое
то к этносам,
то к языкам,
давно уже
стало делом
специалистов.
Подумать
только, сколь
малочисленна
элита, для
которой это
слово
представляет
определенную
ценность, не
зависящую от
их личных
чувств и
пристрастий!
В
современном
французском
почти
невозможно
соблюдать
правильное
разграничение
терминов кельт
(существительное,
определяющее
этническую
принадлежность),
и кельтский (прилагательное,
определяющее
языковую и
религиозную
принадлежность).
“Кельтский
язык” – это
ошибочный
термин, между
тем как “кельтская
женщина” –
термин,
возможный
только в
рамках
феминизма, ни
малейшего
следа
которого мы
не нашли в
наших
письменных
источниках (см.
стр. 76-78). Что
касается “кельтитюда”,
сомнительного
неологизма,
он очень
напоминает
своим
суффиксом “негритюд”
и то
ксенофобское
презрение,
которое
связано с
этим
термином.
Тем не
менее кельты
занимают
огромное
место в
истории
древней, да и
средневековой
Европы:
позволительно
сказать, что
они являются
главными
действующими
лицами
протоистории
всей
Западной и
Центральной
Европы и
принадлежат
к числу
народов,
наиболее
интересовавших
античных
историков.
Такое
утверждение
может
показаться
парадоксальным
в нашу эпоху,
когда кельты
сведены к
небольшим
историческим
или
лингвистическим
общностям на
крайнем
западе
Европы.
Однако в
Галлии до
завоевания
ее Цезарем
кельтское
расселение
невозможно
объяснить
без учета
соседних
стран –
Испании,
Великобритании,
Северной
Италии,
Швейцарии,
Бельгии,
Германии,
Центральной
Европы и
придунайских
областей.
Всегда ли
справедливо
оценивается
и признается
участие
бриттов,
островных и
континентальных,
в
меровингской
политике,
роль
Шотландии в
политике
английских
королей, роль
герцогов
Бретани,
союзников
Бургундии и
Священной
Римской
империи в
конце XV века?
Забвение
роли кельтов
– это общее
место
европейской
историографии,
не желающей
признать, что
эти поздно
христианизированные
“варвары”
спасли
классическую
культуру от
ночи
меровингских
времен, и
воспринимающей
постсредневековые
кельтские
пережитки
как
фальшивую
ноту истории.
Обратившись
к основным
определениям,
мы видим, что
понятие “Галлия”
(Gallia)
как
географическая
и “национальная”
(в
современном
смысле слова)
единица и
впрямь
является
весьма
древним. Но
что она
представляла
собой как “родина”
для галлов? Мы
не уверены,
что Камиль
Жюлиан в
своей “Истории
Галлии” дает
нам
правильный
ответ. И
какова была
географическая
протяженность
Галлии,
признанная
самими
кельтами в
древности?
Между
концепцией
единой
Галлии,
сведенной к
своим “естественным
границам”, и
множеством
укладывающихся
в те же
границы
разнородных
лингвистических
и
археологических
фактов
существует
противоречие,
звучащее как
настоящий
сигнал
тревоги. С
нашей точки
зрения не
всегда
уместно
отождествлять
общий термин
с его
конкретным
приложением,
замыкая
кельтов
первого века
до нашей эры в
пространство,
ограниченное
Гаронной и
Сеной. В
качестве
краткой
иллюстрации
мы могли бы
сказать, что в
спорах о том,
были или не
были
кельтами
носители
гальштаттской
культуры
между X и V вв. до
н.э., не больше
смысла, чем в
вопросе о том,
принадлежал
ли Хлодвиг к
французской
национальности
в начале VI
века. Хлодвиг
был
французом,
поскольку
Галлия стала
Францией, но в
его эпоху об
этом почти не
думали, ибо
историческое
будущее – это
то
неизвестное,
которого не
ожидаешь.
Кельты
говорили по-кельтски,
но у них
никогда не
было
объединенной
кельтской
империи.
Кельтская
империя
несомненно
существовала,
но она была не
политической,
а языковой,
религиозной
и
художественной
общностью; не
являлась она
и
историческим
образованием,
поскольку от
событий,
сопровождавших
ее долгое
существование,
до нас дошли
лишь
незначительные
обрывки, и в
то же время
это
образование
было весьма
влиятельным.
Мы обладаем
достаточными
доказательствами
ее
легендарной
реальности:
первое из
этих
доказательств
– Celticum
Амбигата,
описанный
Титом Ливием,
сообщающим
об основании
в
Цизальпинской
Галлии
Милана (Mediolanum);
благодаря
этой встрече
кельтского
мифа с
римским
историком
начинает
определяться
положение
кельтов по
отношению к
истории.