Разрушение Дома Да Хока (Комментарии)

Перевод выполнен по изд.: Togail Bruidne Da Choca/Ed. W. Stokes//Revue ce''ltique. 1900. XXI. Сага сохранилась в двух поздних рукописях из Тринити Колледжа в Дублине (соответственно XVI и XV11 вв.). За основу издателем принята первая (с некоторыми исправлениями по второй). Сага, несомненно, восходит к гораздо более раннему времени и являлась частью репертуара филидов.

1 Фергус, сын Ройга – знаменитый уладский герой, до Конхобара правивший северным королевством; покинул его вместе с некоторыми уладами после предательства сыновей Уснеха и служил в Коннахте Айлилю и Медб.

2 Кускрайд Менд Маха - - Кускрайд Заика из Махи, уладский герой, названный так после того, как в схватке дротик попал ему в горло и порвал связки.

3 Генан Груадсол, сын Катбада – один из сыновей знаменитого друида при дво ре Конхобара; в некоторых рассказах выступал в роли своего отца, друида.

4 Круахан Ай –столица западного королевства Коннахт (совр. Раткроган, граф ство Роскоммон), в описываемое время резиденция королевы Медб и короля Айлиля. С этим местом, которое имело прежде другое название - “Спина Друидов”, связано множество преданий. В пространственной символике ирландской традиции западное королевство связывалось с друидическими функциями, сакральным знанием и мудростью. Считалось, что здесь хоронили правителей священного центра страны Тары, правителей самого Коннахта и даже, по легенде, божественных персонажей из Племен Богини Дану (по поводу бессмертия которых не было единого мнения) Местность, где располагался Круахан, называлась Долина Ай - Маг Ай. Считалось, что она получила свое название от 300 пе''ченей (“ай”) священных красноухих коров, что в магических целях разбросали здесь обитатели сидов. От этого и столица называлась иногда Круахан Ай (или просто Круахан; слово cruachu означает “небольшой холм”).

5 Сид Нента – сид у северной оконечности озера "Лох Ри.

6 Ирус Домнайн – территория на западе совр. графства Мэйо.

7 Не все лежащие на Кормаке гейсы вполне понятны. Круйтине (Крайптине) – известный в традиции персонаж, арфист, чья музыка имеет магическую силу и может навевать смертный сон. Он связан прежде всего с Лабрайдом Лойнгсехом и фигурирует в саге “Разрушение Динн Риг” (см. в наст. изд.). Чем в точности была его прорезная арфа, неясно. Синанд – совр. река Шэннон. Дом Да Хока. по народным преданиям, располагался где-то близ Бринмор и Бринбег, на западе графства Уэстмит. По традиции, в Ирландии было шесть таких Домов, отличавшихся сходными чертами и бывших проекцией в мир исторических и псевдоисторических ирландских представлений о потустороннем мире.

8 Ат Луайн – совр. Атлон, приблизительно в шести милях от которого располагался Дом Да Хока.

9...и Мискайс.– Названия деревьев, например: Горесть, Черное, Довольство, Величие, Ненависть.

10 Скенб–имя значит “острие”, “шип”; о ком идет речь, осталось неясным. 11...прекрасную женщину...– Подобные персонажи-предвестницы смерти сдела-лись впоследствии чрезвычайно распространенными в кельтских преданиях и верованиях.

12...обреченного на смерть... – Здесь и ниже оставляются без перевода рето-рики.

13 Бадб – одна из ирландских богинь войны и разрушения. 14...Схватка...–Здесь неясности в тексте.

15...до времен Колумкилле. - Имеется в виду св. Колумба, один из крупнейших деятелей ирландской церкви второй половины VI в.

16 Киаран – речь идет об известном ирландском святом, основателе крупнейшего монастыря в Клонмакнойс (умер по некоторым данным ок. 556 г.).

17 Эмайн – ирл. Emain “близнецы”.

18...в свои края.– При взгляде на карту легко можно заметить, что предпринятое Кормаком путешествие было далеко не самой прямой дорогой к Уладу и путь его непонятно почему отклонился к юго-востоку, проходя, сверх того, но достаточно диким в то время местам. 0'Рахилли в духе своей позиции пытался объяснить это тем, что Кормак изначально и не был связан с Уладом, а принадлежал псевдоисторической и мифологической традиции центра острова. Целый ряд моментов, по мнению ученого, указывает на то, что истории Кормака и Конайре, по существу, идентичны и оба пали от руки лейнстерцев, а смещение героя саги с уладским Кормаком произошло позже в итоге манипуляций “синхронизаторов” саг."

Эти и многие другие соображения следует принимать во внимание, хотя, по существу, они не отменяют суждений, высказанных нами по поводу саги “Разрушение Дома Да Дерга”. Напомним, кроме того, что в те времена Улад был относительно изолированным районом страны, куда вели всего три удобных по рельефу прохода, находившиеся причем не на прямом пути из Коннахта.

19 Амаргин– известный в традиции филид, отец Конала Кернаха, героя, упомянутого в саге “Разрушение Дома Да Дерга” среди спутников Конайре.

20...с окровавленной рукой.– На основании этого права убежища уже очень дав- но делались попытки сопоставить шесть Домов Ирландии с шестью иудейскими горо- дами, дававшими право защиты убийцам. Предположения эти вряд ли основательны, и число Домов определяется, скорее, собственно ирландской сакральной традицией (с характерным колебанием между признанием пяти и шести частей острова, см. выше вступительную статью).

21...и пр.– Так в тексте.

22...покинула их Бадб... –Далее небольшой неясный отрывок текста.

23 Конхобар Абратруайд – один из персонажей, которого привлекает О'Рахилли для поддержки своей теории. Конхобар Абратруайд принадлежит лейнстерской традиции, так же как и Мог Корб. Его имя, по мнению исследователя, смешавшись с именем Конхобара уладского, могло вызвать включение уладской тематики и героев в сагу. Аргументация эта выглядит натянутой, ибо мы имеем здесь две слишком разновеликие для сопоставления фигуры.

24...четыре больших огня в Доме...– Здесь текст не вполне понятен, как и описание устройства Дома выше, состоящего, как кажется, из нескольких расположенных отдельно друг от друга помещений. Может быть, “в Доме” значит “за оградой Дома”.

25 Книга Друим Снехта – не дошедший до нас ранний сборник текстов, названный по имени знаменитого монастыря в Уладе. В нем, в частности, фигурировала сага “Разрушение Дома Да Дерга”.