Письменность древних кельтов. Огам.

Материал составлен по следующим источникам:

1. "Кельтская цивилизация";

2. "Лики Ирландии";

3. "Наследие кельтов";

4. Сайт www.alia.ie/tirnanog/sochis

Предназначение письменности.

Употребление письменности было обусловлено кельтским понятием об истинной мудрости.

В Ирландии сама природа огамической письменности (поперечные горизонтальные и наклонные линии, с одной и с другой стороны вертикальной грани камня снизу вверх или знаки, вырезанные на куске дерева) препятствовала записи сколько-нибудь пространного текста и любому быстрому чтению: имя, высеченное на погребальной стеле, или вызов, обращенный к противнику; заклинали несколько букв – этим все и ограничивалось. Таким образом в продолжение всей древнейшей эпохи письменность была не запрещенной, а исключительной, предназначенной для обстоятельств, строго и четко определенных.

Письмо не является вариантом запоминания или передачи знания последующим поколениям, это практическое приложение магии и букв, подвластных богу-вязателю Огме: письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл. Отсюда можно понять, какую угрозу и какое благо оно может представлять. Записанное проклятие было еще более серьезным, чем устная сатира, которой достаточно было всего-навсего умертвить того, кто стал ее жертвой.

Когда в легендарных текстах речь идет об огамической письменности, она всегда используется с магическими целями: так друид Даллан пишет огамом на тисовых палочках, чтобы найти жену короля Эохайда, а в другой раз Кухулин пишет огамом на большой дубовой ветви, которой он окружает мегалит, для того, чтобы остановить войско Медб на границе Улада. Иное использование письменности не засвидетельствовано. В преданиях очень часто идет речь о вестниках и посланниках: их миссии всегда были чисто устными; условия, которые они предлагали, договоры, которые они заключали, гарантировались не запечатанными текстами, а свидетелями, слову которых верили без сомнения.

Структура огама.

Группы (или "семьи") из пяти знаков составляют основу тайного алфавита древней Ирландии, называемого "огам". По преданию, его изобрел бог Огме. Огамический алфавит состоял из набора прямых и наклонных черточек и точек, расположенных поперек прямой линии, которая называлась "ветвью". Всего в нем было 20 основных и 5 дополнительных "букв", каждая из которых носила название определенного дерева.

Первые три "семьи" (группы символов) передают различные согласные звуки, а четвертая – гласные. Пятая группа представляет собой дополнительную семью и, согласно средневековым трактатам, обозначает дифтонги.

В древнеирландских текстах есть упоминания о том, что огам служил друидам для передачи тайных посланий, а также для гадания. При этом обыкновенно использовались четыре круглые палочки или одна палочка с четырьмя гранями. Пять добавочных знаков в огамическом алфавите (fordeda) считаются последующим вторичным дополнением. Даже по внешнему виду знаки пятой "семьи" отличались от знаков исконных семей.

Это письмо применялось главным образов в надписях на надгробных и подобных памятниках (приблизительно так же, как в северной Европе руны) чаще всего в юго-западной Ирландии, где были найдены сотни камней с огамическими знаками, и на противолежащем английском побережье. Древнейшими памятниками ирландской письменности считаются огамические надписи 5—6 веков до н. э.

Использование огама в христианский период.

В 5 и 6 веках н. э. в Ирландии уже распространилось христианство, и ирландские монастыри в известном отношении взяли на себя задачу старых друидских "школ". Устная традиция, сохранившаяся благодаря ученым поэтам, наследникам друидов, превратилась в письменную трудами монахов после крещения Ирландии: именно монахи записали и обработали сказания, которые таким образом дошли до нас. Однако огам использовался для записи заклинаний и вообще как тайнопись, даже после распространения латиницы.

Письменность на Игре.

До распространения христианства письменности в Ирландии не существовало. Практически весь народ от простого крестьянина до короля был неграмотным в современном смысле этого слова. Лишь друиды и их ученики могли обмениваться тайными посланиями с помощью огама, недоступного простым смертным. Естественно, прибывшие в страну монахи во главе со святым Патриком читали, писали и говорили на латыни. Таким образом, если вы хотите освоить чтение и письмо в течение Игры, вам следует либо быть учеником друида, либо завязать хорошие отношения с христианским священником и научиться от него искусству нанесения и восприятия специально закодированной информации. Для людей Ирландии сказанное слово имело куда большее значение, чем письменное (об этом говорится в статье об устной традиции рассказывания повестей), так что не стесняйтесь посылать гонцов или передавать вести с оказией. Помните, что устному посланию верили практически безооворочно.

Будучи друидом, вы должны хорошо представлять себе цели, способы и последствия нанесения огамических надписей на какие бы то ни было поверхности. Все эти вопросы можно обсудить с мастером по религии.

 

 

 

Огамический Алфавит.

434

10646

English name

Ainm Gaeilge

       

E0

1680

OGHAM SPACE MARK

COMHARTHA OGHAIM SPБS

E1

1681

OGHAM LETTER BEITH

LITIR OGHAIM BEITH

E2

1682

OGHAM LETTER LUIS

LITIR OGHAIM LUIS

E3

1683

OGHAM LETTER FEARN

LITIR OGHAIM FEARN

E4

1684

OGHAM LETTER SAIL

LITIR OGHAIM SAIL

E5

1685

OGHAM LETTER NION

LITIR OGHAIM NION

E6

1686

OGHAM LETTER UATH

LITIR OGHAIM UATH

E7

1687

OGHAM LETTER DAIR

LITIR OGHAIM DAIR

E8

1688

OGHAM LETTER TINNE

LITIR OGHAIM TINNE

E9

1689

OGHAM LETTER COLL

LITIR OGHAIM COLL

EA

168A

OGHAM LETTER CEIRT

LITIR OGHAIM CEIRT

EB

168B

OGHAM LETTER MUIN

LITIR OGHAIM MUIN

EC

168C

OGHAM LETTER GORT

LITIR OGHAIM GORT

ED

168D

OGHAM LETTER NGEADAL

LITIR OGHAIM nGЙADAL

EE

168E

OGHAM LETTER STRAIF

LITIR OGHAIM STRAIF

EF

168F

OGHAM LETTER RUIS

LITIR OGHAIM RUIS

F0

1690

OGHAM LETTER AILM

LITIR OGHAIM AILM

F1

1691

OGHAM LETTER ONN

LITIR OGHAIM ONN

F2

1692

OGHAM LETTER UR

LITIR OGHAIM ЪR

F3

1693

OGHAM LETTER EADHADH

LITIR OGHAIM EADHADH

F4

1694

OGHAM LETTER IODHADH

LITIR OGHAIM IODHADH

F5

1695

OGHAM LETTER EABHADH

LITIR OGHAIM ЙABHADH

F6

1696

OGHAM LETTER OR

LITIR OGHAIM УR

F7

1697

OGHAM LETTER UILLEANN

LITIR OGHAIM UILLEANN

F8

1698

OGHAM LETTER IFIN

LITIR OGHAIM IFНN

F9

1699

OGHAM LETTER EAMHANCHOLL

LITIR OGHAIM EAMHANCHOLL

FA

169A

OGHAM LETTER PEITH

LITIR OGHAIM PEITH

FB

169B

OGHAM FEATHER MARK

COMHARTHA OGHAIM EITE

FC

169C

OGHAM REVERSED FEATHER MARK

COMHARTHA OGHAIM EITE THUATHAIL

FD

169D

(This position shall not be used)

(Nб hъsбidtear an suнomh seo)

FE

169E

(This position shall not be used)

(Nб hъsбidtear an suнomh seo)

FF

169F

(This position shall not be used)

(Nб hъsбidtear an suнomh seo)