Кельтские огамы и алфавиты бардов.

Н.Пенник "Магические алфавиты" перевод М. Каминского изд-во "София",1996.

Огамом называют древний алфавит бардов, получивший распространение в Ирландии и на западе древней Британии. Этот вид письменности, очевидно, восходит к такому далекому прошлому, как 2200-е г.г. до н.э., о чем нельзя сказать со всей определенностью. Поводом для такого датирования послужили насечки на меловых плитках, обнаруженныз Александром Кейллером при раскопках поблизости Виндмилл Хилл в Южной Англии. Из земли было извлечено семнадцать таких предметов, покрытых загадочными надписями в виде царапин и закорючек, которые были истолкованы как раняя форма огама. С этим мнением согласны далеко не все криптологи. Специалист по огамам профессор университета Беркли (Калифорния, США) Брендан О'Хейр считает, что самые ранние надписи огамическими знаками можно приблизительно отнести ко второму веку н.э. Но каково бы ни было их происхождение, сегодня известны сотни древних надписей огамическими знаками: на скалах, отдельных камнях, крестах, поделках художников, а также в рукописях.

В 1940-х годах Р. А. С. Макалистер опубликовал 385 надписей, известных на Британских островах. Большая часть из них, т.е. 85 процентов, ирландского происхождения, при этом 52 процента найдены в графствах Корк и Керри. Остальные надписи, главным образом, из Шотландии и Уэльса, хотя в Англии и на материковой Европе также было обнаружено несколько образцов. Несмотря на то что больше всего уцелевших надписей - это эпитафии на надгробных памятниках, состоящие только лишь из имени умершего, нет никакого сомнения в том, что огам был сопряжен с элементами магии.

Когда в Ирландии были введены латинский алфавит и руническое письмо, они стали использоваться для эпитафий, и употребление огама стало эпизодическим. Конечно, встречаются надписи, где огам и латиница сосуществуют, но с воцарением латинской азбуки применение огама было ограничено узкой сферoй ритуальных таинств и магии, где он и сохранился по сей день.

Деревья считаются той мистической основой, на которой возник огам. Основным источником информации по традиционному огаму является рукопись пятнадцатого столетия, Книга Баллимот, где в разделе "Ogham na nGadhel" подробно излагается история возникновения ирландского огама. В виде вопросов и ответов, метода, обычного для процесса обучения, в отрывке говорится:
"Откуда и с каких времен, от кого и по какой причине возник огам?
Ответ: "Место это называется остров Гиберния, где мы, скотты, обитаем.
А произошло это во времена Брисса, сына Элатана, короля всей Ирландии. Создателем стал Огма из ирландского пода Мак-Элатан:он был сыном Дилблаза и братом Брисса; Брисс, Огма и Дилблаз - все трое были сыновьями Элатана, а он был сыном Дилблаза".

Как видим, изобретателем огама оказывается один из трех братьев, и это не случайно, так как скандинавский Один восстанавливает триадический порядок бытия со своими братьями Вили и Вэ, что вцелом характерно для нордического миропонимания. Книга Баллимот продолжает:
"Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятныз только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей...
Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово "огам" происходит от "ghuaim" или "guaim", то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве его ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется "Soim". Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема..."

В современном ирландском языке слово "огхам" понимают как древний алфавит, а родственное ему гаэльское слово "огхум" относится к понятию "оккультные науки". Именем Огмхимос ирландцы называют месяц летнего солнцестояния июнь, потому что имя Огма ассоциируется с древнекельтским богом Солнца.

Нет сомнения, что в те далекие времена умение писать знаками огам считалось таким же необходимым, как и умение правителя руководить своими подданными. Например, Мак-Лонан, вождь ирландских бардов, умерший в 1918г., оставил следующие строки:

Корнак из Кашеля и рать его;
Им упокорен Мунстер, да здравствует во славе он;
У короля крепости Биклийской в почете
Грамотность и деревья.

Огам не имеет сходства с каким-либо другим европейским или ближневосточным алфавитом. Вместо раздельного написания знаков начертания располагаются вдоль линии. Это своего рода "коньковый брус со стропилами", или "стержневая линия", которую называют "друим". Все написанные знаки прикрепляются к этой линии сверху, снизу или пересекая ее. Как правило, знаки огам записывались по вертикали снизу вверх. В случаях горизонтального письма, как на некоторых археологических находках, верхняя сторона друима считается левой, а нижняя - правой. Таким образом, можно условно сказать, что огам пишется слева направо. Когда встречаются надписи на вертикально поставленных каменных плитах, то здесь знаки вписаны между плоскими поверхностями по срезу, то есть по ребру. Гласные знаки отмечались на твердых материалах в виде углублений или точек.

Подобно другим алфавитам, огам имеет свой специфический порядок. Его фактическая систематизация не похожа ни на какой другой. На сегодняшний день имеется пять основных классификационных единиц огама. В каждой из них по пять букв, что в итоге составляет 25. Однако есть предположение, что изначально существовало только четыре такие пятерки, т.е. 20 знаков. Об этом ясно говорится в Книке Баллимот, где на вопрос:"Как и на какие части делится огам?" дается такой ответ: "На четыре: В со своей пятеркой; Н со своей пятеркой; М со своей пятеркой; и А со своей пятеркой".

Пятая подгруппа, по-видимому, была более поздним добавлением к алфавиту огам и состояла из дифтонгов