Ойсин в Тир На Н-Ог.
Был король в Тир На Н-Ог, который много
лет хранил трон и корону от всех
пришельцев; а закон королевства был
таков, что в каждую седьмую годовщину
поборники и лучшие люди страны должны
были бежать ради должности короля. Раз в
семь лет все они встречались перед
дворцом и бежали на вершину холма,
отстоявшего за две мили. На вершине
этого холма было кресло, и тот человек,
который первым садился в это кресло
становился королем Тир На Н-Ог на
следующие семь лет.
После долгого правления король стал
беспокоен; он боялся, что кто-нибудь
сумеет сесть в кресло раньше него и
снимет с его головы корону. Поэтому
однажды он призвал своего друида и
спросил: "Долго ли сохраню я кресло,
чтобы править этой страной, сядет ли кто-нибудь
в него прежде меня и снимет ли корону с
моей головы?"
"Ты сохранишь кресло и корону
навсегда, - сказал друид, - если твой зять
не отберет их у тебя".
У короля не было сыновей, а только одна
дочь, самая прекрасная женшина в Тир На Н-Ог,
и подобной ей нельзя было найти ни в
Эрине, ни в любом другом королевстве
мира. Когда король услышал слова друида,
он сказал: "У ме ня не будет зятя, ибо я
сделаю дочь такой, что никто не женится
на ней".
Затем он взял жезл друидических чар и,
приказав дочери встать перед ним, ударил
ее жезлом и сотворил свиную голову на
месте ее собственной. Затем он отослал
дочь на ее место в замке, и, повернувшись
к друиду, сказал: "Нет человека,
который бы женился на ней теперь".
Когда друид увидел облик принцессы со
свиной головой, данный ей отцом, он очень
огорчился, что сообщил такие сведения
королю, и некоторое время спустя пошел
повидать принцессу. "Должна ли я
остаться в этом облике навсегда?" -
спросила она друида. "До тех пор, -
сказал он, - пока ты не соединишься с
одним из сыновей Финна Мак Кумала в
Эрине. Если ты соединишься с одним из
сыновей Финна, ты освободишься от
уродства и получишь назад собственную
голову".
Когда она услышала это, ее охватило
нетерпение и она не могла успокоиться,
пока не покинула Тир На Н-Ог и не прибыла
в Эрин. Она разузнала, что Финн и фении
Эрина жили в это время на Кнок ан Ар; она
немедля проделала туда путь и до поры
жила там; а когда она увидела Ойсина, он
понравился ей; а когда она узнала, что он
был сыном Финна Мак Кумала, она стала все
время поджидать его и стремиться к нему.
И было в обычае у фениев в те дни
выходить охотиться на холмы и горы и в
леса Эрина, и, когда один из них шел, он
всегда брал с собой пять или шесть
человек, чтобы нести домой дичь.
Однажды Ойсин отправился со своими
людьми и собаками в леса; и он зашел так
далеко и убил так много дичи, что когда
ее собрали воедино, люди оказались так
усталы, обессилены к голодны, что не
могли тащить ее, а пошли восвояси, и приш-
лось ему с тремя собаками: Браном,
Скьоланом и Бугленом, - рассчитывать на
самого себя.
В это время дочь короля Тир На Н-Ог, что
сама была королевой Юности, тайно
следовала за охотой весь тот день, и,
когда люди покинули Ойсина, она
появилась перед ним; пока он стоял,
взирая на огромную груду дичи, и говорил:
"Мне очень жаль бросить что-нибудь из
того, что я сумел подстре- лить". Она
посмотрела на него и сказала: "Сделай
мне связку, и я потащу ее, чтобы
облегчить тебе ношу". Ойсин дал ей
тащить связку дичи, а оставшееся взял
сам. Вечер был очень жарким, а дичь
тяжелой, и, после того как они прошли
некоторое расстояние, Ойсин сказал: "Давай
отдохнем немного". Они оба сбросили
свою ношу и прислонились спинами к
большому камню, что стоял у края дороги.
Женщине было жарко, она задыхалась и
распахнула свое платье, чтобы
освежиться. Тут Ойсин посмотрел на нее и
увидел ее красивое тело и белую грудь.
"Эх, - сказал он, - как жаль, что на тебе
голова свиньи; ибо я никогда не видел
женщину такой наружности за всю , мою
прежнюю жизнь". - "Хорошо, - сказала
она тогда, - мой отец - король Тир На Н-Ог,
и я была лучшей женщиной в его
королевстве и самой красивой из всех,
пока он не положил на меня друидические
чары и не дал мне свиную голову, что на
мне теперь, вместо моей собственной. И
друид Тир На Н-Ог пришел ко мне потом и
сказал мне, что если один из сыновей
Финна Мак Кумала женится на мне, свиная
голова пропадет, и я получу назад мое
лицо таким, каким оно было до того, как
мой отец ударил меня друидическим
жезлом. Когда я услышала это, я не
останавливалась, пока не пришла в Эрин,
где я нашла твоего отца, и выбрала тебя
между сыновьями Финна Мак Кумала, и
следовала за тобой, чтобы увидать,
женишься ли ты на мне и сделаешь ли меня
свободной".
"Если ты в таком положении, и если
соединение со мной освободит тебя от чар,
я больше не оставлю на тебе свиной
головы".
Так они без промедления стали мужем и
женой, не дожидаясь, пока донесут домой
дичь или поднимут ее с земли. В этот
момент свиная голова исчезла, и дочь
короля получила то же лицо и красоту, что
были у нее до того, как отец ударил ее
друидическим жезлом.
"Теперь, - сказала королева Юности
Ойсину, - я не могу оставаться здесь
дольше, и, если ты не пойдешь со мной в
Тир На Н-Ог, мы должны разлучиться". -
"Ох, - сказал Ойсин, - куда бы ты ни шла,
пойду и я, и куда бы ни направилась, я
последую за тобой".
Затем она повернулась, и Ойсин пошел с
ней, не возвращаясь к Кнок ан Ар, чтобы
увидеть своего отца или сына. Весь тот
день они добирались до Тир На Н-Ог и ни
разу не останавливались, пока не пришли
к замку ее отца; и, когда они пришли, их
приняли хорошо, поскольку король думал,
что его дочь пропала.
В этот самый год следовало избрать
короля, и, когда напеченный день в конце
семилетия пришел, все знатные люди к
поборники, и сам король, встретились
перед замком, чтобы бежать и увидеть, кто
окажется первым в кресле на холме; но
прежде чем один из них был на полпути к
холму, Ойсин восседал в кресле перед
ними. С этих пор никто не дерзал бежать
за королевскую должность против Ойсина,
и он провел много счастливых лет как
король в Тир На Н-Ог.
Наконец, он сказал своей жене: "Я хотел
бы оказаться сегодня в Эрине, чтобы
увидать моего отца и его людей". "Если
ты пойдешь, - сказала его жена, - и
поставишь ногу на землю Эрина, ты
никогда не вернешься сюда ко мне и
станешь слепым стариком. Сколько минуло,
ты думаешь, с тех пор, как ты пришел сюда?"
"Около трех лет", - сказал Ойсин.
"Три сотни лет, - сказала она, - прошло с
тех пор, как ты пришел в это королевство
со мной. Если ты должен отправиться в
Эрин, я дам тебе этого белого коня, чтобы
отвезти тебя; но если ты сойдешь с коня
или коснешься своей ногой земли Эрина,
конь в ту же минуту вернется, а ты
останешься там, где он покинет тебя,
жалким стариком".
"Я вернусь, ничего страшного, - сказал
Ойсин. - Разве нет у меня хорошей причины
вернуться? Но я должен увидеть моего
отца, моего сына и моих друзей в Эрине
еще раз; я должен хоть однажды взглянуть
на них".
Она приготовила коня для Ойсина и
сказала: "Этот конь доставит тебя куда
бы ты ни пожелал".
Ойсин ни разу не останавливался, пока
конь не коснулся земли Эрина; и он ехал,
пока не прибыл к Кнок Патрик в Мунстере,
где он увидел человека, пасущего коров.
На поле, где паслись коровы, лежал
широкий плоский камень. "Ты подойдешь
сюда, - сказал Ойсин пастуху, - и
перевернешь этот камень?"
"Конечно, нет, - сказал пастух, - ибо ни
я не мог бы поднять его, ни двадцать
человек поболее меня".
Ойсин подъехал к камню, наклонившись,
захватил его рукой и перевернул. Под
камнем был великий рог фениев, борабу,
который закручивался как морская
раковина, а было правило, что когда любой
из фениев Эрина подует в борабу, другие
тотчас соберутся, в какой бы части
страны они ни находились в это время.
"Поднесешь ты этот рог ко мне?" -
спросил Ойсин у пастуха. "Нет, - сказал
пастух - ибо ни я, ни многие поболее меня
не могли бы поднять его с земли".
С этим Ойсин потянулся к рогу и,
наклонившись, взял его в руку; но так ему
не терпелось подуть в него, что он все
забыл, и соскользнул так, что одна его
нога коснулась земли. В мгновение конь
исчез, а Ойсин лежал на земле слепым
стариком. Пастух пошел к святому Патрику,
который жил неподалеку, и рассказал ему,
что случилось.