Меч Кухулина (Комментарии)

Текст этого сказания содержится в рукописном своде под названием “Книга из Баллимот” (1391 год), куда оно было переписано из более древней “Книги из Навана”. На русский язык переводится впервые. Выразительность этого сказания помогает пон ять, в каком “вещно-фантастическом” мире жили древние ирландцы, насколько живым был этот мир, — и природный, и культурно-бытовой. Исходя из этого, можно по-другому взглянуть на их эстетизм, который нам кажется грубым и наивным. Но, конечно, “символы, будь то мифы, церемонии или физические объекты почитания, полностью раскрывают свою значимость только внутри отдельной традиции, а “такое глубинное слияние с древней кельтской традицией ныне уже невозможно”. Название “Меч Кухулина” дано нами.

Кормак сын Арта, внук Конна Ста Битв, известный уже нам верховный король Ирландии III века.

...заложников со всей Ирландии. — “Обмен заложниками был частью нормальных взаимоотношений как внутри племен, так и между различными объединениями”. Заложники брались в обеспечение мира и в знак повиновения; Кормак, как верховный король, держал заложников от четырех областей Ирландии — Улада, Коннахта, Мунстера и Лейнстера. Среди сооружений Тары при Кормаке упоминается и Холм Заложников. В одном древнем манускрипте сказано: “Он взял по заложнику из каждой крепости и выставил их в Таре. Холм Заложников из щедрых рук дал заложникам Кормак”. “Заключение”, в котором пребывали заложники, относительно, и об этом можно судить по свободе, которой пользуется Сохт, сын Фитала.

Фитал отец Сохта, был при Кормаке главным брегоном, то есть законоведом и судьей. Обязанностью брегона было “разъяснять обычаи и законы страны в присутствии короля” . Корпорация брегонов имеет очень долгую историю; некогда она выделилась из сословия друидов, которые изначально выполняли у кельтов и судебные функции: “Именно они ставят приговоры почти по всем спорным делам, общественным и частным”, — писал Юлий Цезарь в Галльской войне. Что касается брегона Фитала, то король Кормак, сам будучи замечательным судьей, имел в лице Фитала мудрого и проницательного советчика. Сохранились “Изречения Фитала”, то есть его моральные, философские и юридические максимы, произнесенные им в присутствии своего покровителя Кормака. Вот, например, какие четыре совета Фитал дал перед смертью своему сыну: “Не брать на воспитание королевского сына; не сообщать опасных секретов жене; не возвышать сына своего слуги; не доверять своей казны сестре на хранение”.

Красивый меч. — В этой истории присутствует то, что можно назвать культом оружия у кельтов. 06 этом культе свидетельствует не только наличие собственных имен у мечей, шитов и копий, но также описание мыслимых и немыслимых, часто сверхъестественных, качеств этого оружия (см. также примечания к “Финн и призраки”). “И еще в ту пору держали в мечах талисманы, а с клинков вешали демоны, — говорится в сказании „Битва при Маг Туиред",и все потому, что тогда люди поклонялись оружию, и было оно их зашитой”. В этом сказании упоминается еще один легендарный меч — меч бога Огмы, найденный им на поле битвы с фоморами; этот меч носил имя Орна. Из многих выписок, свидетельствующих об особом отношении кельтов к оружию, приведем одно место из сказания “Болезнь Кухулина”: “...У каждого воина сбоку висел меч, и, если воин лгал, острие его меча обращалось против него. Так меч был порукой правдивости воина”.

 

Кухулин — главный герой уладского цикла ирландских сказаний, самое главное из которых — эпопея “Похищение быка из Куальнге”. По основной версии его происхождения, Кухулин был рожден земной женщиной по имени Дехтире от бога Луга, господина всех ремесел; это делает Кухулина “героем” в классическом смысле слова. Кухулин и сам обладал ярко выраженными сверхчеловеческими качествами: особенно известно его “чудесное преображение в ярости, когда перед нами уже не человек и даже не божество, а некая космическая энергия. С другой стороны, Кухулин — именно кельтский герой, который “обладал многими дарами, но прежде всего — даром мудрости (как говорится о нем в сказании “Сватовство к Эмер”) . Есть указания на то, что Кухулин вовсе не был “богатырем: в сказаниях его называют “маленьким бешеным гномом”, а еще “темным, хмурым человечком, самым красивым из мужей Ирландии”. Жизнь этого удивительного полубога, от его рождения до гибели, последовательно описана в уладском цикле сказаний, который, благодаря А. А. Смирнову и С. В. Шкунаеву, был в основном переведен на русский язык. Считается, что Кухулин жил в I веке до н. э., за двести лет до Кормака. Ко времени Кормака Кухулин уже был легендой.

Меч Кухулина — один из ряда чудесных мечей кельтской традиции, которая первым “по старшинству” называет меч бога Нуаду, принесенный в Ирландию Племенем Богини Дану в числе четырех чудесных вещей: Камень Фаль, Копье Луга, Котел Дагда и Меч Нуаду. Заключительным звеном череды таких мечей можно считать Эскалибур (Каледвулх, или Каледболг) — меч короля Артура. Чудесные мечи, шире — орудия, а еще шире — Вещи, делают кельтскую традицию, если так можно выразиться, чудесно-вещной; все подобные предметы “нашли применение” в культуре и традиции европейского Средневековья.

...взять семь кумалов...Кумал (наложница) — древняя единица измерения стоимости, которая изначально была равна женщине-рабыне, а затем — трем молочным коровам. В кумалах измерялся, например, любой платеж, будь то выкуп невесты или пеня за преступление (эрик).

Перс сам судья, он был сыном легендарного “основателя ирландского правосудия” Моранна, жившего во времена Кухулина, в I веке до н. э. — I веке н. э. и знаменитого своим “Золотым Воротником”: этот Моранн ввел в обычай затягивать на шее обвиняемого нечто вроде ошейника, чтобы установить истину. Когда он говорил правду, ошейник ниспадал с него на землю; а когда лгал, ошейник затягивался вокруг шеи так, что из него и дух вон. Ошейник этот, или воротник, назывался “истиной господства”, был, очевидно, золотым и притом “одушевленным”. Что же касается Нере, сына Моранна, то “предписание”, вынесенное им, которое упоминает в тексте король Кормак, видимо, заключалось в том, чтобы брать пеню не только с проигравшей стороны, но и лжесвидетеля.

Тибрайд Тирех — сын Мала, король Улада (Ульстера), который в порядке кровной мести убил в 157 году Конна Ста Битв. Отец Конна, Федлимид, перед этим убил отца Тибрайда, Мала. В хрониках записано: “Тибрайд Тирех Сильный, от которого пал Конн благовидный, величавый...” Существует легенда, что Тибрайд, чтобы совершить это убийство, нанял пятьдесят мужчин, переодетых женщинами. Известно, однако, что король Улада сам был недолговечен и вскоре погиб. Меч, которым он убил Конна, как выяснилось, принадлежал Кухулину — главному герою Улада.

Люди Коннахта. Королевства на западе Ирландии были непримиримыми врагами Улада, о их противостоянии повествует весь цикл Кухулина; поэтому коннахтцы были союзниками короля Тары.

...как пеню за смерть... — У кельтов был обычай, по которому преступник за свое преступление выдавался головой (см. также сказание Мог Эйме”). На меч Кухулина смотрят не столько как на орудие, сколько как на самого убийцу, что свидетельствует об “одушевленности” оружия в восприятии кельтов. Поэтому же в тексте говорится о передаче меча “вместе с его долгами”. Меч, таким образом, предстает как живой участник тяжбы, в конечном счете как обвиняемый.