Финн и призраки (Комментарии)
Текст этот содержится в рукописном своде под названием “Лейнстерская Книга” (середина XII века), в виде поэмы, автором которой считается не кто иной, как Ойсин. На русский язык текст переводится впервые. Переводя его прозой, мы стремились не обрабатывать источник, чему способствовал и конкретно-описательный стиль поэмы.
Перевод выполнен по изданию: Stokes W. Finn and Fantoms// Revue Celtique. Paris, 1886. Vol. 7. Некоторая трудность заключается в обилии географических названий, часть которых нельзя идентифицировать определенно; однако почти все они относятся к югу Ирландии, то есть к Мунстеру, с которым связаны многие повествования о легендарном Финне — отце Ойсина.
“Финн и призраки” — одна из поэм, автором и героем которых
является Ойсин, сын Финна Мак Кумала (см. “Ойсин в Тир На Н-Ог” и примечания). Рассказ в ней ведется от первого лица, то есть от лица Ойсина. Поэма дается здесь в подстрочном прозаическом переводе.
Лиффи — местность, примыкающая к одноименной реке, на
востоке Ирландии, в королевстве Лейнстер, в нынешнем графстве
Килдар. Здесь, как и в некоторых других местах Ирландии, происходили периодически Собрания-Праздники, оэнахи, сопровождавшиеся игрищами. Игры-состязания на колесницах в Лиффи упоминаются, например, в сказании “Разрушение Дома Да Дерга” . Ойсин в связи с этим рассказывает историю из своей прежней жизни, которая произошла в другом королевстве — Мунстере.
Гуайре Слепой — имя, которое получил Ойсин, вернувшись на
землю после трехсотлетнего пребывания в Тир На Н-Ог. Слепой Ойсин ведет рассказ в конпе V — начале VI века о событиях того века, в котором протекала его прежняя жизнь, — с отцом Финном, соратниками-фениями, с королем Кормаком в Таре и королем Фиахайдом в Мунстере.
Фиаха — Фиахайд, сын Эогана, по прозвищу Муллетан (Широкое
темя), король Мунстера, королевства в южной части Ирландии, правивший в III веке. История Фиахи такова. Король Мунстера Эоган, сын Айлиля, накануне битвы отправился к своему друиду — слепому Дилу, сыну Уи Крека. Понял друид по речам Эогана, что суждено ему было погибнуть, и сказал своей дочери Монхе возлечь с Эоганом, дабы получило их потомство королевскую власть над Мунстером. Когда пришло время ей рожать, вошла она в реку и оперлась в ней о камень,чтобы отдалить час родов до назначенного отцом-друидом часа. Наутро испустила она дух, рожая, а голова ребенка расплющилась о камень: вот отчего стал он зваться Фиаха Широкое Темя. “Называли его еще Человеком Двух Печалей, оттого, что погиб его отец (Эоган) на другой день после зачатья, а его мать (Монха) в тот день, когда он появился на свет.
Крепость Бадаммар — одна из резиденций мунстерских королей,
находилась около города Кахир в нынешнем графстве Типперэрм
(Мунстер).
Собрание Клохайр — оэнах, одно из Собраний-Праздников, периодически устраивавшихся в нескольких сакральных и административных центрах Ирландии (Тара, Тайльтиу, Уснех, Тлахтга, Кармун и некоторые другие). Эти Собрания характеризовались состоянием мира, упорядочиванием отношений короля данной области с его подданными, сопровождались игрищами, прежде всего конными состязаниями и торжищами, то есть обменом и общением всякого рода. Проводились эти Собрания-Праздники где раз в год, а где раз в три года, в главные даты кельтского календаря — Самайн (1 ноября), Бельтан (1 мая),
Лугназад (1 августа). Во всех случаях имеется какая-нибудь богиня,
место погребения которой стало центром местного оэнаха. Оэнах
Клохайр в Мунстере проводился около Кнок Лонг (Длинного Холма), на территории нынешнего графства Лимерик, неподалеку от городка Крум. Считалось, что здесь погребена богиня Кули, жена Нехтана из Племени Богини Дану.
Фении Фаля — фении Эрина. Фаль, или Остров Фаля (Инис Фаль), — одно из сакральных и поэтических имен Ирландии, которых имеется пять: Эрин (Эриу, или Эйре), Банба, Фотла, Элга и Фаль. Первые три имени даны по богиням из Племени Богини Дану, встретившим первых людей. Сыновей Миля, на острове. Четвертое — Элга — означает “славная, благородная” (Дж. Китинг). Ну и пятое — Фаль — это имя Камня, который Племя Богини Дану принесло с собой в Ирландию и поставило потом на холме Тары, столицы верховных королей страны: этот Камень “вскрикивал
под каждым королем, кому суждено было править Ирландией” (“Битва при Маг Туиред”); таким образом он испытывал претендентов на королевское достоинство. В честь этого Камня, который олицетворял сакральное, космическое понятие центра, страна называлась Остров Фаля, или просто Фаль, ирландцы — людьми Фаля, король — правителем Фаля. Не только именем, но и видом этот Камень был “фаллическим”: он был похож на гигантский пенис .
...на большое состязание... — Конные состязания — неотъемлемая часть любого Собрания. Законы ревностно охраняли нерушимый мир во время оэнаха, предотвращали вторжения на “лужайку”, где проводились игры, обеспечивали ее чистоту перед состязаниями, следили за ее ограждением, за местами и помостами для зрителей. Скачки, описанные в “Финне и призраках”, были устроены королем Фиахой специально ради визита Финна.
Лужайка Майридова сына — названа так по одному из сыновей
мунстерского короля Майрида, правившего в I веке, Эохайда или
Риба, которые жили в этих местах, до того как ушли на север (см.
сказание “Извержение Лох Эках”).
Дил, сын У и Крека — слепой друид, дед короля Фиахи по матери,
Монхе. После смерти Эогана, отца Фиахи, и рождения у Монхи ребенка, Дил становится его воспитателем и, вероятно, королем. Дедом Фиахи по отцу, Эогану, был Айлиль Голое Ухо (см. примечание к “Приключению Арта, сына Конна”). Однако ко времени описываемых событий он умер, и поэтому Дил называется “королем” и “дедом” Фиахи. Дил, как указывают все источники, был слеп, подобно знаменитому друиду Мог Руту. Это, как видно, не мешало ему участвовать в скачках и завоевывать призы. “Чародеем” он называется по роду своего искусства. В сказании “Изгнание Десси” этот друид пытается предотвратить с помощью своей магии появление иноплеменников [52].
Озеро Гайр — находится в нынешнем графстве Лимерик.
...копье, зачарованное ядом... — “Легенды о чудесных копьях,
которые для их усмирения следовало погружать в дурманящий настой из листьев, котел с кровью или ядом, весьма распространены в ирландской традиции и нередко принимались за прототип таинственного копья из цикла Св. Грааля” Например, в сказании “Разрушение Дома Да Дерга” рассказывается об одном таком копье: “Не обойтись без котла яда, когда суждено ему поразить людей. Если не напитать его ядом, то копье источает огонь и поразит своего владельца или хозяина Дома” Также и в сказании “Обольщение
Бекфолы” говорится о “людях с чарами на копьях”. Вообще же в
ирландских сказаниях явственно видно то, что люди поклонялись
оружию (см. также примечания к “Мечу Кухулина”).
...с их цепями из белой бронзы. — Металл этот обычно сопрягается с
существами из Иного Мира, как изолирующий; цепи тоже можно рассматривать как связующую нить между держащим их человеком и существами из Иного Мира, также и лодки, подковы лошади, сандалии “пришельцев”, столбы чудесных островов и многое другое.
...пожелаешь иметь хоть что-то... — Из контекста ясно, что Финн
выбрал прекрасную лошадь из даров короля Фиахи, что вполне естественно для ирландца.
Ард-риг (“верховный король”) — почетное обращение к Финну,
который не был верховным королем, а был вождем фениев и обладал в Ирландии весом и властью едва ли меньшими королевских. Обращаясь так к Финну, король Фиаха ставит его выше себя. Верховными же королями, правившими в Таре, были в ту эпоху сначала Кормак, сын Арта, а затем сын Кормака Карпре Лифехайр (см. “Приключение Кормака в Обетованной Стране” и “Осада Друйм Дамгайре”).
...не уйдешь отсюда без дара... — Если кому-то из фениев предлагали подарок, он не имел права отказаться: таковы были правила Фианы.
Кахер — Сын Кайрмлла, один из гостеприимцев Финна с его
фениями. Пятьдесят колец, пятьдесят лошадей и пятьдесят коров,
данные Кахеру Финном за гостеприимство, — постоянное в сказаниях количество даров.
Клуайн Двух Озер — “Клуайн” значит луг, пастбище. Это место
трудно идентифицировать. Однако все перечисленные далее географические названия (кроме Луахайр, или Луахры, гористого района между Лимериком и Керри) относятся к юго-западу Мунстера, точнее — к нынешнему графству Керри; эти места располагаются в районе между Трайг Ли (нынешний город Трали) и Килларни: озеро Беррамайн находится около Трайг Ли; Флеск и Лемайн (теперь Лаун)—реки к югу от Беррамайн; Лох Лейн — озеро в округе города Килларни; Мунгайрим, как пишет В. Стоукс, вероятно, возвышенность Мангертон, которая в поэме увязана с Сыном Скайл Балб, то есть с богом из Племени Богини Дану Лугом. Лес Каирна, то есть Лес некоей “памятной насыпи из камней”, и холм Байрнех — находятся в том же районе
Кайлте — сын Ронана по прозвищу Быстроногий, один из самых известных спутников и соратников Ойсина и Финна в соответствующем цикле сказаний.
Алмайн — местность в Лейнстере, королевстве на востоке Ирландии; ныне Холм Аллен в графстве Килдар. На этом холме была резиденция Финна Мак Кумала.
...обитала ведьма...— Средневековый европейский фольклор
обязан кельтам существованием образов не только фей, но и ведьм.
Женские персонажи кельтской традиции, как правило, “амбивалентны”, то есть двойственны, как архетип Матери у К. Юнга. Что же касается ведьмы из данного сказания, то именно о тех местах, где происходит действие (юго-западный Мунстер), традиционно говорили, что “там всегда жили и будут жить подобные старухи”
...вертелов из рябинового дерева... — Рябина одно из тех деревьев,
что охотно использовались в различных магических действах и обрядах. О ее использовании в “друидических огнях” — см. предание “Осада Друйм Дамгайре”. В одном старинном манускрипте сохранилось описание процедуры “очищения” женщины от обвинений по обряду друидов: она должна была прижать язык к раскаленному бронзовому теслу, которое нагревалось на костре из терновника или рябины.
…мы с трудом взялись за наши мечи...— Дальнейший рассказ
весьма походит на описание некоего кошмарного сна, в котором
оказались наши герои. Подобное сну состояние, возможно, было навеяно на них с помощью “нечистого” костра, а также отвратительного “пения” хозяев. Дом этот и его хозяева с восходом солнца исчезают.
...в голову каждого упал туман... — Утренний туман, вероятно,
оказался убийственным для этих призрачных созданий.
Финн Инисфайла — Финн Ирландии. Финн называется так в духе
поэтической риторики.
...утомленные, ослабевшие”: — Тема изнурительного сражения с
призрачными врагами присутствует также в сказании “Смерть Муйрхертаха, сына Эрк”.
Куленн Большая Утроба. — Как комментирует английский переводчик поэмы В. Стоукс, “это без сомнения имя какой-то людоедки или другого злого духа женского рода, которого уничтожили Финн, Ойсин и Кайлте” .
Остров Элга — остров Ирландия. Элга (“славная, благородная”) — имя Ирландии, унаследованное от эпохи, когда ею владело Племя Богини Дану: это имя острова называют первым людям из числа
предков нынешних ирландцев, когда они высаживаются здесь.