Разрушение Дома Да Дерга (Комментарии)
Перевод выполнен по изд.: Togail Bruidne Da Derga/Ed., E, Knott. Dublin, 1963.
1...правителя всадников сидов. - В саге “Сватовство к Этайн” Этар назван улад ским героем.
2
Кормак – речь идет о Кормаке Конд Лонгас, правителе уладов после Конхо-бара, смерть которого описана в саге “Разрушение Дома Да Хока” (см. наст. изд.). Отмечалось, что здесь в саге, по-видимому, пропущен какой-то отрывок, где говорилось о том, как Кормак взял в жены Этайн, дочь Этайн, о которой говорится в начале саги, либо какую-то другую Этайн. Вообще в истории происхождения Конайре во всех источниках существуют неясности (Togail Bruidne Da Derga/Ed. E. Knott. P. 72)3
...два Федлимида Рехтайде.– Эти два персонажа не имеют отношения к Федли-миду Рехтайде, по традиции, сыну Туатала Техмара и отцу знаменитого правителя Конна Ста Битв.4
Медоречивый Мане – один из сыновей правителей Коннахта Айлиля и Медб (соперников Кухулина в саге “Похищение Быка из Куальнге”). Медб сама была дочерью Эохайда Фейдлеха, о котором говорится в этой саге и который, как мы писали выше, иногда смешивается с Эохайдом Айремом.5
Правнуки (или, как в другом месте – сыновья) Донн Деса играют очень важную роль в саге, однако их происхождение и характер не совсем понятны. В самом Донне явно смешиваются псевдоисторические и мифологические черты. В одной из лейнстерских генеалогий Донн Деса упоминается как сын легендарного короля Арта Мес Делмонна, прославившегося своей успешной схваткой с фоморами. Там же говорится, что у него было не три, а семь сыновей. Уже не раз замечалось, что три сына Донн Деса в первой части саги (которая, как установил Турнайзен, является итогом не везде достаточно умело осуществленного слияния двух версий) параллельны Трем Красноголовым, за которыми Конайре следует к Дому Да Дерга. Упомянутая генеалогия прямо отождествляет их, хотя сыновья Донн Деса появляются и во второй части саги, где их становится уже пять. Эти колебания понятны, если учесть, что в саге постоянно соприкасаются псевдоисторический и мифологический уровни, на последнем Донн Деса скорее всего эквивалентен божеству потустороннего мира и царства мертвых Донну, а три красных воина,– по-видимому, посланцы и проводники к нему. Чудесные красные воины в подобном контексте не раз встречаются в древнеирланд-ской традиции, а также в более поздних средневековых и фольклорных памятниках.6
Праздник быка – одна из важнейших церемоний, сопровождавших интронизацию ирландских верховных королей, воплощающая, возможно, архаические представления, в рамках которых жертва быка замещала человеческую, королевскую жертву и где доминировал прежде всего военный аспект королевской власти.7
...диких зверей Керны– См. об этом в преданиях о “старине мест” в настоящем издании.8
Инбер Колбта – устье реки Бойн у Дрогида.9...u иного ненастья.– Вариант частых и типичных для ирландской традиции описаний благополучия страны при соблюдении так называемой “правды короля” (fir flathemon), в основе которой были физическая полноценность и следование установленным нормам поведения правителя.
10
...двух Мане...– Среди сыновей Айлиля и Медб было два Мане. Колебания в саге относительно числа братьев понятны, ибо скорее всего упоминавшийся ранее Мане изначально не имел отношения к правителям Коннахта и считался сыном некоего Айрбайта.11 Ингкел Одноглазый– имя означает “дурное предзнаменование”. Племя Кон-маикне занимало территорию части графств Лейтрим, Лонгфорд, Уэстмит.
12
Гейс – род запрета-табу, о которых шла речь выше.13
...нарушен закон короля... – Это может служить доказательством того, что речь здесь вряд ли идет о каком-то историческом завоевании или военном столкновении, память о котором сохранилась в саге, а скорее о нарушении общего человеческого и космического порядка.14
...u дороги Куаланн.– Дорога Мидлуахра вела из Тары на север по направлению к столице Улада Эмайн Махе. Дорога Куаланн шла на юг к побережью (см. сагу “Видение Фингена” в наст. изд.).15
Мак Кехт – имя означает “Сын Силы”, как прямо говорится в одном тексте:Мак Кехт, то есть сын силы и власти. В саге он называется воином Конайре, но это, безусловно, мифологический персонаж, роль которого трудно установить на самом ирландском материале, и требуется привлечение сравнительных данных.
16 Да Дерга – имя кузнеца – хозяина Дома встречается в источниках в разных вариантах: Уа Дерга (внук, потомок Дерга), Да Дерг, Да Берга. Первый вариант, ви-димо, помогал избежать неясности, вытекающей из значения да “два”, остальные просто случайны. Интересно, что частичка да входит в имена и других владельцев Домов (к примеру, Да Хока, см. сагу о нем в наст. изд.). О'Рахилли считал это значение несущественным и постулировал производность да от dia “бог”. Между тем некоторые данные о двух божественных кузнецах в сходных мифологемах позволяют как будто вернуться к этому вопросу (см.: Шкунаев С. В. Кельтский миф в саге о короле Конайре//Вестник древней истории. 1985. № 3).
17
...границей его владений.– Попытки установить местонахождение Дома услов ны. И все же поздняя традиция связывала его с местечком Бохарнабрина в граф стве Дублин.18
...трех всадников... – Хотя езда верхом была известна в ирландской древности наряду с употреблением колесниц, чаще всего подобный способ передвижения связы вался с разными сверхъестественными существами и силами.19
О мальчик! – Далее следует трудно переводимая реторика (фрагменты: великие вести, вести из Дома, проход для судов, великое злодеяние...).20
...спаслись от изгнания.– Не вполне ясное место, возможно, связанное с порчеЙ текста. Выше не было речи ни о каком изгнании (см. комментарий в изд.: Togail Bruidne Da'' Derga/Ed. E. Knott).21
...человек с черными волосами... – Этот интересный персонаж, “половинча тость” которого означает его причастность к потустороннему миру, имеет многочис ленные параллели в кельтской традиции. Имя его, прозвучавшее далее – Фер Кайле означает “Лесной человек”, и он близок разнообразным фигурам чародеев и провидцев, обитавших в лесах и властвовавших над животными. К ним восходят, с одной стороны, ирландские святые, жившие в лесах и окруженные вместо монастырской братии лесным зверьем, как они изображались в легендах, и с другой, такой персонаж, как Мирддин-Мерлин. Общим прототипом всех их было, возможно, кельт ское божество, подобное изображенному на одной из сторон котла из Гундеструпа (рубеж н. э.).22
...семь сыновей Айлиля и Медб.– Здесь, согласно мнению Турнайзена, мы имеем уже другую версию саги из тех двух, которые использовал составитель текста IX в.23
Ни одно из этих названий не представляется возможным локализовать.24
Трахт Фуйрбтен – по некоторым предположениям это совр. Меррион Стрэнд.25
Лухдонн – свирепый пес, по преданию, убитый Келтхайром, сыном Утехайра; его имя, как и имя певца из Эмайн, образовано от слов “мышь” и “коричневый”.26
Оттого и назывался он бруйден, что похож был на губы, изрыгающие пламя.-При осмыслении этих слов нужно помнить, что, возможно, значение bruiden “cnop", “ссора”.27
Это ребенок в летах.– Здесь приведены две поговорки, часто встречающиеся в текстах, но не совсем понятные по смыслу. Первая из них говорит, возможно, о кабане, погибающем, прежде чем созреет его пища.28
В данном случае фении равнозначны гойделам.29
Кормак Конд Лонгас – Кормак с Изгнанниками, сын Конхобара, покинув ший Улад и отправившийся в Коннахт после событий, описанных в саге “Изгнание сы-новей Уснеха” (см. “Похищение Быка из Куальнге”). О смерти Кормака повествует известная сага “Разрушение Дома Да Хока” (см. наст. изд.).30
...что грозит щекам козы...– Эта фраза представляет собой непереводимую игру слов, построенную на именах Гера и Габара. По ирландским обычаям, жест протянутых к щекам рук означал просьбу о защите.Облака слабости...– Здесь и далее в полуформульных вопросах и ответах со-кращения в самом тексте.
31
...Теленок разбойников.– Неясно, о ком идет речь.32
...из пиктских земель...– В тексте cruithenthuath. В этнической истории ранней Ирландии много неясного, и одной из наиболее темных предстает проблема пиктов. Это название употреблялось начиная с III в. по отношению к племенам, обитавшим на землях за северной границей римской Британии. Ирландское соответствие этому латинскому названию (picti) было cruithni. В Британии эти названия сосущество-вали, а в Ирландии было в ходу исключительно последнее. В историческое время ирландские круитни занимали территорию, примерно соответствующую графствам Антрим и Даун, непосредственно соседствуя с уладами. В этническом смыслеотличаясь от уладов и представляя собой один из наиболее ранних прослеживающихся слоев населения острова, круитни отождествлялись в традиции с племенным объединением Дал-н-Араиди (улады–с Дал Фиатах). Стремящаяся к нивелировке ирландская псевдоисторическая традиция (как она выступает, к примеру, в “Книге Захватов Ирландии”) отождествляет уладов и круитни с собственно гойделами -основным кельтским населением Ирландии, производя их от Ира, сына легендарного Миля, через соответственно Рудрайге и Ирела.
33
Корпре Муск – в отличие от первых двух сыновей, не имеющих самостоятельного существования в традиции, Корпре (или Кайрбре) Муск фигурирует в ней как предок племени Мускрайге в Мунстере, хотя относительно его родства с Конайре есть расхождения – по другим данным, Корпре должен был бы жить несколько позже.34
Конал Кернах, сын Амаргена – после Кухулина это был самый знаменитый уладский воин, приходившийся внуком друиду Конхобара Катбаду. Поздняя традиция возводила к нему через сына, Ирела, пиктские племена.35
...и спел песнь...–Здесь и -ниже ритмизированная речь Конайре, трудная для понимания, оставлена нами без перевода.36
...и Тонн Эсса Руад.– О ком идет речь, остается неясным. Тонн (“волна”, “источник”) Клидна находится у побережья графства Корк, Тонн Эсса Руад -совр. Ассарое (графство Донегал). С последним местом (“Красный водопад”) связывалось пребывание легендарного лосося мудрости, который представлялся одноглазым и оттого назывался Голл Эсса Руад. Божественным покровителем водопада считался Дагда, выступавший иногда под именем Руад Рофесса – Руад Всеведущий.37
Девять входов...– Ранее говорилось о семи; все подобные несовпадения, как и дублирование описаний, связаны с не вполне точной стыковкой двух версий саги.38
...как Конал Кернах.– Буквальное значение текста именно такое, хотя, по всей видимости, смысл слова lethgabar “полулошадь” в том, что Конал едет на половине, то есть на одной лошади, а не на запряженной двумя колеснице, иначе говоря, верхом. Это было достаточно необычно для классического ирландского героя и потому подчеркивалось. Упоминаемые иногда в сагах всадники чаще всего относятся к сверхъестественному миру.39
Лысина позорит его.–Это высказывание несколько выпадает из ирландской традиции (см. выше, комм. 41 к саге “Битва при Маг Туиред”).40 Луйн–слово это означает “копье”, однако в традиции встречается прежде всего как имя копья Келтхайра, сына Утехайра (Утидира) и отождествляется с копьем Ассал, которое бог Луг получил от “трех богов ремесла” за убийство его отца, Киана. Легенды о чудесных копьях, которые для их усмирения следовало погружать в дурманящий настой из листьев, котел с кровью или ядом, весьма распространены в ирландской традиции и нередко принимались за прототип таинственного копья из цикла Св. Грааля. В нашей саге (как и в саге “Недуг уладов”) Луйн находится во владении не Келтхайра, а Дубтаха, другого известного уладского героя.
41
...на них было, так что...– Неясность в тексте.42
...на конце каждой цепи...–Пропуск половины строки в тексте.43
...Сруб Дайре, сын Дорн Буйде...– В “Похищении Быка из Куальнге” Кухулин не щадит, а убивает в поединке этого воина, который зовется там сыном Федайга.44
...Нар Туаткаэх, свинопас Бодб из Сид Фемен.– Нар Слепой на Левый Глаз свинопас божественного персонажа, считавшегося правителем сидов южного королевства Мунстера и сыном бога Дагда. По преданиям, он обитал в Сид Фемен, располагавшемся в совр. графстве Типперери.45
Дотра – река Доддер в графстве Дублин.46
...Руйртех... – Было замечено (E. Нотт), что перечень рек во многом совпадает с соответственным перечнем в саге “Битва при Маг Туиред”, что дополнительно указывает на черты космической катастрофы, постигающей Ирландию в момент смерти (вернее, как окажется, “почти смерти”) короля.47
...свершил деяние.– Рассказы о говорящих или пророчествующих отрубленных головах нередки в кельтской традиции, в которой голова считалась вместилищем духа и жизненной силы человека и нередко представлялась в виде божества (в частности, потустороннего мира, см. сагу “Битва при Алмайне” в наст. изд.). Возрождение Мак Кехтом головы Конайре могло мифологически связываться с возрождением природного