Кельтский Календарь

       

Тьма и свет

Чередование дня и ночи, света и тьмы имело большое значение для кельтов.
Подобно тому, как сутки делятся на две половины, так и год состоит из лета и зимы. 1 мая знаменует начало лета, 1 ноября - начало зимы. И эти два праздника делят год на два сезона - по 6 месяцев каждый. Лето - время, когда природа бодрствует, и молодёжь обыкновенно стремилась покинуть зимние жилища и уйти на лето вместе со стадами в холмы, леса, долины. После 1 ноября все они возвращались домой и проводили долгие зимние вечера за домашними ремёслами, слушая истории. Зима - тёмное время года, когда природа спит, лето уходит в нижний мир, и земля холодна и неприветлива. Январь назывался "мрак", ноябрь именовался "тёмный месяц". Зима - время "парада мертвецов", предводительствуемых своим мрачноликим королём, символ власти которого меч, коса или серп. Само время состоит из постоянного чередования противоположностей: света и тьма, тепла и холода, жизни и смерти.
На границе двух различных периодов проявляется некая таинственная сила, обладающая склонностью делать и добро, и зло. Магические силы наиболее активны в канун ноября и в канун мая - точки, делящие год пополам. Эти два кануна, а также канун середины лета носили название "ночи духов". Традиционно считалось, что в эти дни, а точнее, ночи, силы хаоса максимально активны: феи являются людям, колдуны занимаются волшбой, будущее открывается во всевозможных предвестьях.

Таким образом, традиционное деление кельтского года в Ирландии определялась скорее циклом земледельческих работ, чем движением солнца, хотя, как показывает календарь и данные фольклора, солнцестояния и равноденствия тоже учитывались.

"Кельтский календарь делит солнечный год на систему сезонов, которые совпадают с кельтскими сезонными праздниками. Задача их календаря по сути состояла в том, чтобы отражать расписание этих священных событий, а не просто отмечать ход времени." (Дункан Нортон-Тэйлор, КЕЛЬТЫ, 1974)

Кельтский календарь не укладывается в привычный нам 12-ти месячный греко- римский календарь. В валлийской"Книге Фериллт", споры о существовании которой все еще ведутся, указывается, что год делился на восемь 45-дневных звездных периодов плюс один 5-дневный промежуточный (не учитываемый, приходившийся на варемя с 15 по 20 декабря и носивший название гончие Аннона). С каждым из этих периодов ассоциировался определенный набор символов (дерево, животное, растение) и праздников (Кельтский Праздник Птиц, Свечей, Цветов, Дуба и т.п.).

По другой версии кельты использовали исключительно простой способ включения месячного лунного цикла в биологический ритм жизни, в котором их четыре главных празднества проводились каждые три года, с интервалом в девять месяцев.
Тридцатишестимесячный ритуальный цикл имел соответствующие хорошие и плохие месяцы, естественно подразделявшиеся на старые и новые луны. Календарь из Колиньи, многочастная бронзовая таблица, показывающая цикл шестидесяти двух последовательных месяцев, отмеченных как "мат", благоприятные, и "анм", неблагоприятные, очевидно, отражает много более сложную систему. Однако, его поздняя датировка -- I в. н.э. -- и попытка пересадки отражают процесс романизации, которая постепенно ассимилировала кельтскую Галлию.