Назад

"Новая Эдда-2008"
Антураж: длинный дом в Скандинавии и его функции

Представляем вашему вниманию описание основного жилища скандинавов - "длинного дома". При составлении текста использованы материалы из книги Предвестники викингов.

Мой дом - моё всё.
Могучий бонд

Люди в основном жили на хуторах большими семьями по 50-100 человек, и каждое такое поселение было самодостаточным в хозяйственном отношении. Хуторская система способствовала рассредоточению населения. Обычно на хуторе постоянно жили родичи, побратимы, рабы и временно – их гости.

Центром хутора был длинный дом. Общую основу такого дома составляли поддерживающие крышу столбы, а его длина могла доходить до нескольких десятков метров. Внутреннее деление длинного дома было двух- или трехчастным, где основная часть отводилась пиршественному залу, а другие части разделялись перегородками, создавая маленькие комнаты-спальни. Частью дома также мог быть хлев.

Применительно к игре это означает, что неотъемлемой частью игрового лагеря должен быть длинный дом. Правила устройства игрового и неигрового лагерей читайте в отдельной статье.

Продолжительная часть жизни скандинавов проходила в длинном доме, и под его крышей совершались все значительные события. Длинный дом выполнял следующие функции:
1) в нем жили и в нем же вели хозяйство
Применительно к игре это означает, что, оборудовав игровой лагерь в виде длинного дома, вы получите одновременно комфортабельное, интересное и довольно обширное игровое пространство.

2) в нем отправлялись религиозные обряды, тесно переплетенные с пиршественной практикой. Отличной иллюстрацией этой функции длинного дома служит "Сага о Хаконе Добром" (гл. XIV, XVII, XVIII).
Применительно к игре это означает, что вы можете моделировать жертвоприношения внутри длинного дома (см. также правила по религии), в специально оборудованном святилище за пределами вашего длинного дома, на общественном капище или в храме Фрейра в Уппсале.

3) в длинном доме происходило общение. Люди обменивались знаниями, новостями, сплетничали, строили планы походов и плели интриги, слушали скальдов. Здесь же решались вопросы общественного устройства.
На пиры частенько приезжал конунг с дружиной. Это называлось "вейцла" (аналог полюдья) и являлось отражением иерархии общества. Конунг по случаю пребывания на том или ином хуторе вершил суд, принимал воинов в дружину, участвовал в жертвоприношениях и пр.
Применительно к игре это означает, что на ваш хутор может планово или внезапно нагрянуть ваш родной конунг, и вы будете обязаны его приветить-напоить-накормить, а он за это вас охраняет от вторжений чужих конунгов. Если же к вам пришел чужой конунг и вам это не понравилось, зовите своего на подмогу и держитесь, сколько можете.

4) В длинном доме принимали гостей, заключали брачные соглашения, играли свадьбы, кропили водой новорожденных и готовили к погребению усопших.
Применительно к игре это означает, что всё это можно моделировать как в длинном доме, так и в непосредственной близости от него.

5) в длинном доме рассказывались саги, слагался эпос, сочинялись висы – впрочем, последнее могло происходить где угодно, был бы скальд.

Итак, длинный дом – средоточение жизни, прежде всего мирной и оседлой. Если вы жаждете славы и богатства, не сидите в игровом лагере, а отправляйтесь куда подальше, но перед уходом убедитесь, что свет и газ выключен на хуторе кто-то остался. В противном случае по возвращении домой из похода вы можете обнаружить, что добра вы награбили меньше, чем потеряли в результате налета соседей на ваше родное поселение.