Вводная Айлен
Айлен, дочь Нойса, сына Аламака - достойная дева Мунстера, искусная в пении; сестра короля Лугайда, возлюбленная Байле, барда Мунстера.
Сюжетная вводная: на момент начал игры Айлен находится при дворе короля Лугайда вместе с другими знатными мунстерскими девами (или же вместе с Байле).
Примечание: образ Айлен взят из сказания, не имеющего отношения к Уладскому циклу, и адаптирован под нужды игры.
Об Айлен:
Повесть О Байле Доброй Славы:
Байле Доброй Славы был единственным сыном Буана. Он вызывал к себе любовь во всех, кто хоть раз его видел или только слышал о нем, как в мужчинах, так и женщинах, из-за доброй молвы, шедшей о нем. Но сильнее всех полюбила его Айлен, дочь Лугайда. Он полюбил ее также. И они сговорились встретиться в Рос-на-Риге, что на берегу Бойны Брегской, чтобы заключить там союз любви.
Байле двинулся в путь из Эмайн Махи к югу, и, миновав гору Фуат и равнину Муртемне, достиг местности, прозванной Траг-Байли. Там он и его спутники выпрягли коней из колесниц и пустили их пастись на лужайке.
Они отдыхали там, как вдруг предстал им странный образ человека, направлявшийся к ним со стороны юга. Он двигался стремительно, он несся ад замлей, как ястреб, ринувшийся ос скалы, как ветер с зеленого моря. Наклонен к земле был левый бок его.
- Скорей к нему! - воскликнул Байле. - Спросим его, куда и откуда несется он, к чему спешит так.
- Я стремлюсь в Туайт-Инбег, - был ответ им. - И нет у меня иной вести, кроме той, что дочь Лугайда полюбила Байле, сына Буана, и направлялась на свиданье любви к нему, когда воины из Лагена напали на нее и убили ее, как и было предсказано друидами и ведунами, что не быть им вместе в жизни, но что в смерти будут они вместе вовеки. Вот весть моя.
И с этим он покинул их, и у них не было илы удержать его.
Когда Байле услышал это, он упал на месте мертвым, бездыханным. Вырыли могилу ему, насыпали вал вокруг нее, поставили каменный столб над ней, и стали улады справлять поминальные игры над могилой его. И выросло тисовое дерево на могиле этой, с верхушкой, похожей видом на голову Байле. Потому-то и зовется это место Трайг-Байли.
А страшный образ направился после этого на юг, в то место. где была Айлен, и проник в лиственный домик ее.
- Откуда явился этот неведомы? - спросила девушка.
- С севера Ирландии, из Туайг-Инбер, - был ей ответ.
- Какие же вести несешь ты? - спросила девушка.
- Нет у меня вести, из-за которой стоило печалиться бы здесь, кроме той, что в Трайг-Байли видел я уладов, справлявших поминальные игры, после того как вырыли они могилу, насыпали вал вокруг нее, поставили каменный столб над ней и вырезали имя Байле, сына Буана, из королевского рода уладов. Ехал он к милой своей, к возлюбленной. которой отдал сердце свое, но не судьба была им вместе быть в жизни, увидеть друг друга живыми.
Он унесся, окончив злую повесть свою. Айлен же упала мертвой, бездыханной, и погребли ее, как и Байле. И выросла яблоня из могилы ее, разрослась она на седьмой год, а на верхушке ее - словно голова Айлен.
Когда прошло семь лет с того дня, друиды и ведуны срубили тис с головой Байле и сделали из его ствола таблички, на которых поэты и рассказчики стали записывать повести о любви, сватовствах, и разных деяниях уладов. Так же поступили и лагены с яблоней Айлен; а они писали о своих деяниях на табличках из ее ствола.
Настал канун Самайна, и все собрались праздновать его у Кормака, сына Арта. Поэты и люди всех ремесел сошлись на праздник по обычаю, и были туда же принесены таблички эти. Увидев их, Кормак велел подать их ему. Взял он их, одну в правую, другую в левую руку. так что они были обращены лицом друг к другу. И тогда одна сама прыгнула к другой, и они соединились так, как жимолость обвивается вокруг ветви; и невозможно было разъединить их.
Так и сохранили их, как другие драгоценные предметы, в сокровищнице Темры.
Сказал поэт:
Благородная яблоня Айлен, Несравненный тис Байле! Того, что хранят нам древние песни, Не понять неразумному слуху.
Примечания:
Время возникновения этой саги с трудом поддается определению. Она сложилась, бесспорно, еще в средние века, но позднее большей части других, собранных нами здесь саг. Помимо прочего, об этом свидетельствует отсутствие в ней первобытно-суровых, героических черт. Характерно прозвище Байле, буквально означающее "тот, о котором все хорошо говорят", а также заключение, в котором поэт словно оглядывается на седую старину. Вообще это уже переход от эпоса к сказке.
…сына Арта. - Согласно хроникам, Кормак был верховным королем Ирландии с 226 по 266 г. Отец его Арт упоминается в саге "Исчезновение Кондлы Прекрасного". Приурочение событий данной саги к III в., без сомнения, произошло позже и отнюдь не доказывает ее древности.