Назад

Революционная мода

В период Французской Революции мода подверглась коренным изменениям. Костюм человека определялся не столько его вкусом, сколько политическими взглядами.

Надо сказать, что попытка реформировать костюм предпринималась ещё задолго до 1789 года. В Англии в это время появился удобный буржуазный костюм, который зарекомендовал себя наилучшим образом благодаря простоте покроя, удобству и удачному выбору материалов. Этот костюм состоял из синего суконного фрака (само это название появилось тогда впервые), прообразом которого послужил старый жюстокор, но уже без вышивок, позументов, обшлагов и карманов, короткого желтого жилета, кожаных штанов, сапог с отворотами и круглой шляпы. Позже из армейской униформы на смену фраку пришел и стал главенствующим в новой моде видоизмененный сюртук. В Германии этот костюм получил название “Костюм Вертера” – по имени героя произведения Гёте.

Франция для начала удовольствовалась отдельными составными частями английского костюма. В первую очередь это был длинный редингот - несколько неуклюжая открытая верхняя одежда для непогоды и верховой езды (riding-coat - англ. пальто для верховой езды). К нему надевали фетровую или меховую цилиндрическую шляпу с широкими полями, украшенную розеткой из синих и красных лент, и высокие сапоги с отворотами.

В женской моде отдавалось предпочтение мужскому покрою одежды, что особенно наглядно демонстрировали женский длиннополый фрак для верховой езды с латунными пуговицами, жилет, украшенный брелоками, и круглая шляпа.

С наступлением великой революции, казалось, должен начаться и триумф новой буржуазно-либеральной одежды: новая партия третьего сословия, в отличие от дворян и духовенства, (сторонники короля одевались в основном в светлые тона, носили короткие панталоны (culottes) и парики, либо пудрили причёски из собственных завитых волос) явилась в Версальский зал собраний в черных фраках и круглых шляпах, но, однако, еще в башмаках, чулках, штанах до колен (culottes) и с напудренными волосами. Правда, вскоре все более решительно выступает на первый план то, что раньше расценивалось как пренебрежение к требованиям приличий.

Штаны постепенно удлиняются и теперь заправляются в сапоги, а с появлением полусапог достигают середины голени. Кринолин исчезает окончательно; пудра отвергается, поскольку она изготавливается на основе пшеничной муки, "предназначенной для пропитания народа". Республиканцы носят собственные волосы, не изменяя их цвета; исчезают парики, косы, банты и, как следствие, остаются без средств к существованию доселе уважаемые парикмахеры и шляпницы. Но ко всему этому добавляются и дикие, неряшливые, непричесанные фигуры из парижских предместий, которые появляются даже в Национальном собрании.

Особенно заметное влияние оказал костюм санкюлотов на экипировку формирований национальной гвардий, представлявшую собой произвольное смешение элементов рабочей одежды и униформы.

Модные журналы в то время практически перестали издаваться в Париже, однако, издающиеся заграницей “Модный кабинет” и “Галерея мод” воспроизводят преимущественно французскую моду.

Во время террора парижане старались одеваться как можно небрежнее и “демократичнее”. Даже богачи и знатные носили короткую рабочую куртку, названную карманьолой. Эта куртка была особенно любима членами якобинского клуба. Изначально это была одежда пьемонтских рабочих, чьей родиной был город Карманьоле в Италии. Марсельские депутаты привезли эту моду в Париж в 1790 году, где она распространилась среди революционеров. Карманьола наглухо застегивалась спереди на пуговицы, имела широкие лацканы и отложной воротник.

Революционеры носили вместо коротких штанов (culottes) длинные брюки и были прозваны потому санкюлотами. Термин отражал тот факт, что мужчины низшего сословия носили брюки, в отличие от модных бриджей до колена, атрибута моды аристократов. Длинные брюки были заимствованы из матросской одежды и заканчивались у лодыжек. На ноги одевались чулки и деревянные башмаки.

Якобинцы носили красный фригийский колпак с трёхцветной кокардой, считавшийся символом свободы. Древнегреческая по происхождению шапка или колпак из войлока или кожи, с тесемками, завязываемыми под подбородком. Когда римляне освобождали раба, ему на голову фригийский колпак. Позже Рим сделал его символом свободы, такие колпаки носили бывшие рабы. В восемнадцатом веке головной убор был заимствован французскими революционерами под названием "красный колпак". Он является деталью одежды женской фигуры, олицетворяющей Свободу. Считалось, что такая мода сближает с простым народом.

Щеголи с 1790 года носили на голове, осыпанной пудрой (или без пудры), высокую круглую шляпу, отделанную шелковым шнуром, так называемую бурдалу; их галстук, обшитый кружевом, завязывался большим бантом. Панталоны из лосины или казимира, натянутые как рейтузы, доходили до лодыжек или до икр и прикреплялись к полосатым чулкам розеткой. При таком костюме носили тонкие сапоги с отворотами или башмаки со шнуровкой без каблуков; в руках была палка, перевитая толстой воловьей жилой.

Верхнее платье имело вид фрака с высоким вырезом над животом, с двумя небольшими отворотами; почти весь жилет с двумя рядами пуговиц был открыт, этот жилет был расстёгнут сверху и виднелась, тоже расстёгнутая, рубашка с узким воротничком. Фалды фрака имели сзади вид хвоста трески.

В 1792 году в парижских газетах появляются объявления о продаже подтяжек. С этого же времени брюки начинают шить и узкими, и широкими. Старинный левит, доходящий почти до пят, надевается светскими людьми для утренних прогулок или для незначительных визитов.

Парики с узлом или с косой продолжают носить только некоторые приверженцы старины; вскоре они совершенно исчезают. Модники носили то длинные волосы, то короткие и завитые (a la Titus), то подстриженные и слегка напудренные. Высокие сапоги носились даже на балах.

Женский костюм 1790 года остаётся почти без изменений до 1794 года. Маленькие перемены сводятся к тому, что бюст в течение этого времени всё поднимается, талия понижается, задняя часть юбки на тазу, благодаря искусственным подкладкам (culs) всё увеличивается, грудь, благодаря косынке на каркасе, тоже всё увеличивается и выступает вперёд; узкие рукава доходят по-прежнему до кисти. Существенные перемены заметны только в материях, из которых шьются платья, отличающихся простотой; встречаются платья из полосатых тканей, из гладкого батиста, полотна де Жуй; шёлк – не в моде; пряжки на кушаках делаются из меди и стали.

Причёску носят по-прежнему с длинными локонами, с шиньоном, спущенным на спину; это та самая причёска, которую ввела в 1785 году Мария-Антуанетта. Сверх неё одевают английские шляпы и чепчики. С 1794 года начинают носить низкие причёски и прежние чепцы, английские шляпы совершенно исчезают.

Использованные материалы:
1. Ф.Коммисаржевский "История Костюма"
2. Wilcox R.T. The dictionnary of costume
3. Материалы сайта www.sarafan.ru
4. Иллюстрации c сайта www.costumes.org


Назад