ЛЮДОВИК XIII

и ЛЮДОВИК XIV

    Самый блестящий в истории Франции — XVII век, век расцвета искусств под покровительством абсолютной королевской власти, век относительной политической стабильности (по сравнению с предшествующими и последующими столетиями), век царствования только двух монархов: Людовик XIII официально оставался королем 33 года, Людовик XIV — 72 года.

    В 1610 г., когда Генрих IV пал от руки убийцы, его сыну Людовику XIII было еще только девять лет. Регентшей при малолетнем короле стала его мать Мария Медичи; после долгого властвования Екатерины ее родственница уже почти не воспринималась как дочь торгашей. Белолицая и пышнотелая Мария не отличалась особо выдающимися качествами души и ума, но она не сотворила столь яркого злодеяния, как Варфоломеевская ночь, и не навлекла на себя серьезного гнева историков.

    С именем Марии Медичи связан один из знаменитых дворцов Парижа — Большой Люксембургский, расположенный в Латинском квартале. Ранее на этом месте стоял замок, построенный во времена Франциска I; в начале XVII в. здание перешло во владение семейства Люксембург. Мария Медичи купила его, и по ее заказу архитектор Соломон Дебросс в 1612—1620 гг. построил новый большой дворец. Королева пожелала, чтобы он напоминал ей Палаццо Питти во Флоренции, где прошло ее детство; действительно, рустованная отделка садовых фасадов обоих дворцов имеет большое сходство; но высокая французская крыша Люксембургского дворца заметно отличает его от итальянского, имеющего плоскую крышу. В целом парижский дворец лишь очень отдаленно напоминает флорентийский; и по формам и по духу он чисто французский, что проявляется в его тяжеловесной пышности. В 1625 г. во дворец привезли громадные полотна, которые были исполнены в мастерской великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса на тему истории жизни Марии Медичи (сейчас они в Лувре занимают целый зал).

    Мария Медичи построила свой дворец далеко от центра королевского Парижа, на левом берегу, на свободном месте, так как хотела, чтобы рядом был огромный сад, как во Флоренции, где за Палаццо Питти находится роскошнейший сад Боболи, один из знаменитейших в Европе. Люксембургский сад и сейчас отличается красотой, большими размерами и богатством скульптуры (интерес представляют изображения выдающихся женщин Франции). Особой достопримечательностью сада является Фонтан Медичи, широкие, как бы стеклянные струи которого стекают каскадом вниз; перед фонтаном протянулся большой длинный бассейн, окруженный мраморными вазами с живыми цветами.

    Во время революции Люксембургский дворец превратился в тюрьму; в числе узников здесь находились виконт Богарнэ и его жена Жозефина, будущая супруга Наполеона и императрица. Впоследствии большой дворец стал резиденцией Сената.

    В архитектуре Парижа стиль Ренессанса в XVII в. сменяется стилем барокко, возникшим в папском Риме. Но французское барокко не является копией итальянского, ибо отличается гораздо меньшей вычурностью и значительно большей монументальностью. Именно поэтому одновременно с барокко в Париже появляется классицизм как стиль, возрождающий монументальную строгость и простоту античного понимания красоты (Перикл, возглавлявший в V в. до н.э. Афинское демократическое государство, в одной из своих речей сказал: "Мы любим красоту, воплощенную в простоте".) Очень величественное и пышное барокко во Франции настолько мирно соседствует с классицизмом, что оба эти стиля могут наличествовать даже в одном здании. Присутствие элементов этих обоих формирующихся стилей заметно уже в творчестве Соломона Дебросса, одного из ранних мастеров XVII в. В ренессансном Люксембургском дворце есть барочная помпезность, а главный фасад старой церкви Сен Жерве украшает созданный этим же архитектором трехъярусный классический портал (в первом ярусе фронтон с четырьмя сдвоенными дорическими колоннами, во втором — с ионическими, в третьем — с коринфскими); готическая церковь Сен Жерве находится на правом берегу Сены недалеко от ратуши. Новый главный портал, построенный Деброссом, освятил Людовик XIII в 1616 г.

    В 1610-х годах в архитектуре в целом еще сохраняется стиль Ренессанса, но поскольку именно для французского Ренессанса характерно ощущение тяжеловесной роскоши, именно поэтому переход к помпезности барокко для парижских архитекторов оказался вполне логичным и естественным; это только между преисполненным равновесия флорентийским Ренессансом и пронизанным нервозным движением римским барокко лежит непроходимая пропасть; недаром во Флоренции нет выдающейся архитектуры барокко, а в Риме было построено сравнительно мало ренессансных зданий. В Париже все иначе: в Ренессансе нет спокойствия и невесомости, а в барокко нет нервозности, но в обоих стилях присутствует истинно королевское величие.

    23 августа 1613 г. Людовик XIII торжественно открыл Новый мост, строительство которого с перерывами тянулось 35 лет. Этот мост стал первым в Париже, где предусмотрели для пешеходов тротуары и запретили строить жилые дома (все старые парижские мосты были буквально облеплены разномастными строениями); на Новом мосту разрешалось торговать только мелким лавочникам.

    В 1615 г. меланхоличный четырнадцатилетний Людовик XIII вступил в брак с тринадцатилетней испанской принцессой Анной Австрийской, пышнокудрой блондинкой, которая была очень хороша собой и имела глаза зеленоватого оттенка. Характеры новобрачных были совсем несхожи. Некрасивый король и красивая королева не стали счастливой парой. Она была кокетлива и общительна, а он, человек тихий и замкнутый, вечно страдал от скуки. Пытаясь спастись от этого недуга, король занимался разными ремеслами, а также достиг удивительных успехов в искусстве выращивания раннего сорта зеленого горошка, который по его поручению успешно продавали на рынке. Однажды один придворный, увидев на рынке замечательный зеленый горошек и не зная о его королевском происхождении, купил его и преподнес монарху в подарок; тот, разумеется, узнал свой уникальный овощ и очень обрадовался подарку, ибо и деньги получил и горошек вернулся. Таковы были маленькие радости короля.

    Регентша Мария Медичи навлекла на себя особую ненависть той части аристократии, которая хотела сохранить свои феодальные привилегии и не желала усиления королевской власти. Вдовствующая королева, не обладая государственным умом, усугубила ситуацию тем, что фактически вверила управление страной своему фавориту, безродному итальянцу Кончино Кончини, который по ее милости превратился в маршала и маркиза д'Анкра. Французские аристократы, разумеется, возненавидели чужака, объединились и в конце апреля 1617 г. убили его при кликах "Да здравствует король!" Впоследствии этот король, получивший прозвище Справедливый, всю жизнь раскаивался, что дал согласие на убийство, ибо желал быть порядочным человеком.

    С момента убийства фаворита-итальянца наступило правление Людовика XIII (формально он был провозглашен королем еще осенью 1614 г.). Он начал с того, что выселил из Парижа свою неразумную мать; против воли ей пришлось отправиться в королевский замок Блуа. Тогда же получил отставку ее приближенный, государственный секретарь по иностранным делам, молодой и весьма энергичный епископ города Люсона Арман Жан дю Плесси; он не отличался ни особой знатностью, ни богатством, ибо семья дю Плесси владела лишь небольшим имением Ришелье с полуразвалившимся замком в провинции Пуату. Король, прощаясь с Люсонским епископом, сказал: "Наконец-то мы избавились от вашей тирании". Самонадеянный юный монарх, разумеется, не мог предвидеть, что худощавый епископ впоследствии станет одним из самых знаменитых людей Франции — кардиналом и герцогом де Ришелье, который сделается подлинным хозяином страны и в мировой истории полностью затмит своим сиянием бесцветного Людовика XIII. Но до этого было еще очень далеко; впавшему в немилость епископу предстоял сложный путь к высшей власти, но молодой честолюбец обладал многими замечательными качествами: государственным умом, дальновидностью, дипломатичностью, целеустремленностью и прекрасным образованием (еще в 1607 г., окончив Сорбонну, он получил степень доктора богословия).

Епископ Люсонский не сразу ушел с политической арены: он отважился возглавить Совет при опальной королеве-матери в Блуа, надеясь вместе с ней вернуться в Париж. Но ситуация оказалась столь сложной и опасной, что здравомыслящий епископ предпочел 12 июня 1617 г. тайно удалиться в Люсон; вскоре вдогонку пришел приказ короля, согласно которому будущий кардинал лишался права покинуть свое местопребывание; в апреле 1618 г. он получил приказ выехать в Авиньон, который тогда еще не входил в состав Франции, а был под властью папы римского. Между тем молоденький Людовик XIII полностью попал под влияние своего же собственного придворного — это был Альбер де Люинь, который фактически заменил собой убитого итальянца Кончини, фаворита королевы-матери; фаворит короля был большим мастером соколиной охоты, которую обожал вечно скучающий монарх. Со временем де Люинь получил высокие титулы и даже вознамерился породниться с самим королем, женившись на его сводной сестре, на мадмуазель де Вандом, незаконной дочери Генриха IV и Габриэль д'Эстре. Но этот дерзкий брак все-таки не состоялся, и фавориту пришлось удовольствоваться другой женой, которая впоследствии стала весьма известной особой; это была юная, богатая, изумительно красивая и авантюрная мадмуазель де Монбазон. После кончины де Люиня в 1621 г. король выслал ее из Парижа, но через некоторое время она вернулась, выйдя замуж за герцога де Шеврез, который был вдвое старше ее. Будучи ближайшей подругой Анны Австрийской, она отдала много энергии интригам против короля и кардинала Ришелье.

    В 1618 г. главным придворным архитектором Людовика XIII стал Жак Лемерсье (1585—1654). По его проекту началось расширение Лувра: к трехэтажному дворцу Франциска I и Генриха II в 1624 г. начали пристраивать Павильон Часов (или Павильон Сюлли) — четырехэтажную башню с часами, перекрытую высокой изогнутой четырехскатной крышей. Лемерсье проявил столь большой художественный такт, что в первых трех этажах полностью скопировал фасад, созданный Пьером Леско и Жаном Гужоном; несколько позднее с другой стороны к Павильону Часов пристроили еще одно трехэтажное здание, которое по внешности представляет собой точную копию первоначального дворца; таким образом, Лувр увеличился более чем в два раза.

    В 1624 г. по проекту Лемерсье начали строить для Людовика XIII охотничий дворец в Версале (около 20 км к юго-западу от Парижа). Это небольшое здание, кирпичные стены которого отделаны светлым тесаным камнем и украшены мраморными бюстами, впоследствии вошло в ансамбль знаменитого гигантского дворца Людовика XIV. От первоначального дворца сохранился фасад и парадный Мраморный двор.

    К числу самых великолепных парижских дворцов относится особняк, хозяином которого был Максимилиан де Бетюн, герцог де Сюлли, один из верных сподвижников Генриха IV; он занимал должности суперинтенданта финансов, начальника артиллерии, коменданта Бастилии и др. Дворец расположен на Rue Saint-Antoine, 62 недалеко от бывшей Королевской площади (совр. площадь Вогезов); он построен в 1624—1627 гг. по проекту Ж.Б. Андруэ дю Серсо для одного богатого финансиста. Герцог де Сюлли купил дворец в 1634 г.; его наследники владели им до 1752 г.; в 1945 г. это здание купило государство, и в нем разместилось ведомство по охране исторических памятников Франции.

    Г. К. Лукомский пишет об этом особняке: "Это архитектурное великолепие дремлет и по сей час в своем величии в глубине обширного, всегда тихого двора, кажущегося еще более тихим от близости шумной толпы на улице, в двух шагах от Faubourg Saint-Antoine, где воспламенился огонь революции. Сюлли не интересовался и не вмешивался в дела своей постройки; однако своею пышностью она чрезвычайно соответствовала характеру министра: тяжелая орнаментация, массивные части, солидные детали говорят о порядке и серьезности; серый импонирующий своим благородством фасад напоминает величественную фигуру Сюлли, погруженную в спокойное раздумье... Изгибы, богатейшие обрамления окон верхнего этажа, удивительные лукарны и пышные консоли декорируют фасад. Помещенные на больших барельефах около входа Геркулес и Бахус составляют украшение первого этажа.

    К главному фасаду, помещенному в глубине двора, примыкает лестница, на которой поставлены два сфинкса эпохи Ренессанса. Боковые фасады снабжены лукарнами и большими барельефами, изображающими нимф и богинь.

    Стены, обращенные в сад, расположенный позади дворца, хотя и принадлежат по своей обработке тоже XVII в., но не типичны для него. В сад выходят и спускаются низко крыши соседних домов. Фасад, выходящий на улицу Saint-Antoine, очень скромен в своей отделке. Между двумя большими павильонами, снабженными широкими фронтонами и громадными окнами помещен входной портал с проездом, убранным кессонами. Некогда портал украшала терраса; весь фасад полон изящества, не лишенного, впрочем, некоторой холодности и печали.

    Сюлли, спустя полгода по смерти Генриха IV, вышел в отставку, — он был раздражен расточительностью регентши Марии Медичи. Вдали от дел он пребывал все время в глубокой печали, покинув мир восьмидесяти двух лет, незадолго до Ришелье"

    В феврале 1619 г. в Париже вспомнили об Армане Жане дю Плесси, епископе Люсонском, высланном за пределы Франции. Дело в том, что вдовствующая королева Мария Медичи вступила в тайный сговор с герцогом д'Эперноном и бежала из замка Блуа, чтобы совместно с ним начать войну против своего сына-короля и его правительства. Но даже выдающиеся дипломатические способности возвращенного ко двору епископа Люсонского не смогли ликвидировать нависшую опасность гражданской смуты. Король, неожиданно проявив энергию, сам возглавил поход; отчаянная вдовствующая королева потерпела полное поражение. Теперь она сама оказалась заинтересованной в примирении с сыном, что и свершилось летом 1620 г. не без помощи Люсонского епископа.

14 декабря 1621 г. внезапно скончался королевский фаворит Альбер де Люинь, достигший титула коннетабля, фактический хозяин Франции. Это событие имело большое значение для епископа Люсонского, ибо Мария Медичи давно желала отблагодарить его кардинальским титулом, но этому противодействовал де Люинь. Теперь эта главная помеха отпала. 5 сентября 1622 г. Арман Жан дю Плесси, бывший епископ Люсонский, стал кардиналом дю Плесси, вошедшим в историю под именем Ришелье; ему было тогда 37 лет. В поздравительном письме папа Григорий XV писал ему: "Твои блестящие успехи настолько известны, что вся Франция должна отметить твои добродетели... Продолжай возвышать престиж церкви в этом королевстве, искореняй ересь. Наступай на аспидов и василисков".

В апреле 1624 г. Людовик XIII, уступив просьбам матери, пригласил кардинала дю Плесси в государственный совет; 13 августа того же года свершилось важнейшее событие — он сделался первым министром короля и отныне стал служить ему, а не прихотям его взбалмошной матери. Разумеется, она разгневалась, когда осознала изменение ситуации, но это произошло не сразу, и еще в 1626 г. она сделала ему щедрый подарок — дворец Малый Люксембург, расположенный рядом с Большим Люксембургским дворцом; кардинал охотно принял подарок и вселился во дворец, получив хорошую возможность присматривать за неспокойной вдовствующей королевой. Впоследствии она дорого заплатила за свою опрометчивость. Мария Медичи, всегда плохо ладившая со своим флегматичным старшим сыном, вполне сочувствовала некоторым аристократам, замышлявшим отстранить его от власти, а королем сделать его младшего брата, герцога Гастона Анжуйского, человека задиристого и авантюрного (в 1626 г. он получил от своего старшего брата титул герцога Орлеанского, после того как заговор провалился).

    Кардинал дю Плесси прекрасно понимал, что ему не удастся избежать жестокого столкновения с королевой-матерью.

    Дело в том, что феодальной аристократии в голову не приходило, что интересы государства в целом могут быть выше личных интересов, привилегий и амбиций; на всех уровнях феодального мира шла яростная борьба на почве религии, тщеславия и алчности. Класс феодалов не был единым и сам ослаблял себя постоянными междоусобиями. Когда окрепло и консолидировалось третье сословие (класс буржуазии), то сварливый класс многовековых хозяев жизни не смог противостоять ему, и феодальный мир быстро рухнул. Но в XVII в. третье сословие еще не могло конкурировать с феодалами, и на основе этого временного равновесия оказалось возможным такое укрепление королевской власти, что она стала казаться независимой — абсолютной.

    Кардинал дю Плесси, первый министр короля, приложил все свои силы к формированию абсолютизма во Франции, хотя ему пришлось иметь дело с таким неподходящим материалом, как инфантильный Людовик XIII. Но гениальный министр сумел преодолеть эту трудность и фактически сам стал абсолютным монархом, скрываясь за спиной короля. Плодами этой политики в дальнейшем полностью воспользуется Людовик XIV, который станет править сам, упразднив должность первого министра, чем повергнет в изумление не только Францию, но и всю Европу.

    Итак, кардиналу предстояло единоборство с королевой-матерью. Сохранились такие его слова: "Я — ее ставленник. Это она возвысила меня, открыла путь к власти, даровала мне аббатства и бенефиции, благодаря которым из бедности я шагнул в богатство. Она убеждена, что всем я обязан ей, что она вправе требовать от меня абсолютного повиновения и что у меня не может быть иной воли, кроме ее собственной. Она не в состоянии понять, что с того самого дня, когда она поставила меня у штурвала корабля, я стал ответствен только перед Господом Богом и королем... Душой и умом она тяготеет исключительно к католической политике. Для нее безразлично, что Франция была бы унижена. Она не может примириться с тем, что, сражаясь с протестантизмом внутри страны, я в то же время поддерживаю союз с ним за ее пределами... У нее претензии женщины и матери: я помешал ей передать Монсиньору (Гастону Орлеанскому), который, увы, возможно, унаследует трон, право на управление Бургундией и Шампанью. Я не могу допустить, чтобы охрана наших границ попала в столь слабые руки. Она считает меня врагом ее дочерей на том основании, что одну из них я выдал замуж за протестантского государя (Карла I Английского), а с мужьями двух других — королем Испании и герцогом Савойским — нахожусь в состоянии войны. Все разделяет нас, и это навсегда. Будущее зависит только от воли короля". Всю жизнь кардинал заботился о том, чтобы его собственная воля выглядела как воля короля.

    В 1630 г. против всемогущего кардинала возник очередной заговор, в который вступили влиятельные аристократы и обе королевы. Они не были едины в своих мнениях, считая, что его надо либо убить, либо навсегда засадить в Бастилию, либо изгнать из Франции. Они прожужжали королю все уши, ругая кардинала на все корки; прелат, однако, вел себя очень сдержанно и не говорил королю ничего плохого о своих недругах. Но, наконец, наступил момент, когда больше терпеть было нельзя. Кардинал перешел в наступление таким образом, что никто этого не уразумел. Сохранился рассказ о том дне, который предопределил дальнейшую судьбу кардинала.

10 ноября 1630 г. Людовик XIII отправился в Большой Люксембургский дворец навестить свою мать. Когда король бывал у нее, дворец становился недоступен для всех, в том числе и для первого министра: ни один человек во всей Франции не должен был мешать откровенной беседе матери и сына. Но кардинал недаром жил в соседнем Малом Люксембургском дворце, и он хорошо знал, как можно незаметно проникнуть через потайной ход в Большой Люксембургский дворец. И вот, в самый разгар беседы, когда королева-мать всячески поносила первого министра, он сам собственной персоной появился в комнате и сказал, что ему понятна тема ее страстного монолога. Остолбеневшая королева начала было отпираться, но гнев овладел ею, и она произнесла еще более бурный монолог, осыпая оскорблениями кардинала; в заключение она потребовала, чтобы король сделал выбор между ею и первым министром.

    Кардинал проявил замечательное самообладание; он не стал обвинять королеву-мать, напротив, он опустился перед ней на колени, демонстрируя свою почтительность, и сказал, что все это — наветы его врагов. Остолбеневший король пришел в себя и повелел кардиналу удалиться, что и было исполнено беспрекословно.

    Мария Медичи, видя покорность кардинала, решила, что победила. В тот же день она сама сместила его с поста первого министра и отдала приказ, чтобы немедленно покинули Париж все его родственники и приближенные; окончательно судьбу кардинала должен был решить король.

Узнав об этом, кардинал дю Плесси мгновенно вознамерился бежать, но королевский курьер застал его еще в Малом Люксембургском дворце: король срочно вызывал его в свой охотничий замок Версаль. Кардинал повиновался. Король милостиво встретил его, обнял и сказал: "В Вашем лице я имею самого верного и самого любящего слугу, которого когда-либо знал мир. Я был свидетелем того уважения и той признательности, которые Вы всегда испытывали к королеве-матери. Если бы Вы пренебрегли своим долгом по отношению к ней, я отставил бы Вас. Но я знаю, что у нее нет оснований жаловаться на Вас, она оказалась во власти интриганов, но я сумею положить этому конец"

    Таким образом, власть кардинала упрочилась, а взбалмошная королева и ее приспешники оказались в дураках. Один из придворных метко окрестил день

    С этого дня начался стремительный закат судьбы Марии Медичи. Она так яростно продолжала ругать кардинала, что Людовику XIII это скоро наскучило, и он навсегда выслал ее из Парижа. Следом за ней в начале 1631 г. тайком покинул столицу Гастон Орлеанский; обосновавшись в Безансоне, который тогда находился под властью испанцев, он вступил с ними в союз и с их помощью начал собирать войско для похода на Париж.

    Тем временем разъяренная королева-изгнанница через своих людей, остававшихся в Париже, организовала издание множества памфлетов против ненавистного кардинала; среди них были и стихотворные, например:

Он желчи едкие потоки

Разбавит сладостью медовой,

И так его коварно слово,

Как и дела его жестоки.

Он лаской своего добьется,

На ровном месте не споткнется,

Зарежет, источая лесть,

И не узнать, каков он есть.

    Кардинал, не желая безропотно сносить эти дерзости, ради самозащиты прибег к печатному слову: в 1631 г. он стал в Париже выпускать газету, первую в истории Франции; он сам был ее издателем и редактором.

    Дело кончилось тем, что 20 июля 1631 г. Мария Медичи навсегда покинула Францию. Поскольку она это сделала без разрешения короля, все ее имущество подверглось конфискации, а преданные ей люди, причастные к ее тайному отъезду, были объявлены государственными преступниками.

    Так в 1631 г. кардинал оказался полным хозяином страны; тогда же ему в угоду король возвысил имение Ришелье до ранга герцогства. Теперь кардинал дю Плесси стал первым герцогом Ришелье (Пятым герцогом Ришелье был двоюродный племянник знаменитого кардинала — Арман Эмманюэль дю Плесси (1766—1822); ему поставлен бронзовый памятник на Приморском бульваре в Одессе. Герцог Ришелье, которого хорошо знали Павел I и Александр I, с марта 1805 г. был градоначальником Одессы и во многом способствовал ее благоустройству и процветанию; в конце 1806 г. он стал генерал-губернатором всего Новороссийского края. За время его правления в Одессе число жителей увеличилось с 9 000 до 25 000, число домов возросло с 800 до 2 000. В 1815 г. Ришелье вернулся во Францию по приглашению Людовика XVIII и получил высокие посты министра иностранных дел, председателя совета министров и обер-егермейстера Французского двора) 

    Великосветские острословы дали ему меткое прозвище — "Король над королем". Александр Дюма в своих знаменитых романах красочно описал, как злодей-кардинал преследовал красивую молодую королеву Анну Австрийскую, к которой с подозрением относился ее менее красивый супруг Людовик XIII.

    В реальной истории все было гораздо серьезнее, и любовные мотивы не играли большой роли. Дело в том, что Анна Австрийская была дочерью испанского короля Филиппа III и Маргариты Австрийской, и все ее симпатии находились целиком на стороне ее испано-австрийских родственников. Генрих IV в последние годы своей жизни говорил, что его наследник ни в коем случае не должен жениться на испанской принцессе, ибо Испания — главный враг Франции в Европе. Но недальновидные наследники в 1615 г. отпраздновали свадьбу и тем самым обеспечили себе неспокойную жизнь. Кардинал приложил много усилий к тому, чтобы легкомысленная королева не имела возможности выдавать врагам государственные тайны.

    Инертный Людовик XIII полностью подчинился несокрушимой воле первого министра. Цели своей политической деятельности герцог де Ришелье представлял себе предельно отчетливо и выразил их ясно и кратко: "Моей первой целью было величие короля, моей второй целью было могущество королевства". На склоне лет, обращаясь к королю, он написал в своем "Политическом завещании": "Когда Вы, Ваше величество, решили одновременно и предоставить мне доступ в Ваши советы, и оказать мне великое доверие в управлении Вашими делами, я поистине могу сказать, что гугеноты делили государство с Вами, что вельможи вели себя так, как будто они не были Вашими подданными, а наиболее могущественные губернаторы провинций чувствовали себя в своих должностях настоящими государями".

Стараниями хладнокровного и энергичного кардинала была создана крепкая система централизованного управления. Благоденствие высших сословий прочно базировалось на налогах, лежавших серьезным бременем на низших. Такое положение дел Ришелье считал естественным; ему принадлежат слова: "Народ — это мул, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжитель-ного отдыха сильнее, чем от работы".

Политика, проводимая кардиналом, вызывала недовольство не только у части аристократии, но и у социальных низов. За время его правления не один раз вспыхивали яростные крестьянские восстания против налогового гнета. Но центральная власть справилась со всеми непокорными.

В 1620 г. начались военные действия против гугенотов; война завершилась в 1628 г. взятием крепости Ла Рошель, их основной базы. Нантский эдикт сохранил свою силу, и гугеноты могли совершать богослужения по протестантскому обряду, но они полностью утратили всякую реальную мощь, ибо все их крепости подверглись либо разрушению, либо конфискации. В планы Ришелье входило также склонить Россию к союзу с Францией против Польши, которая поддерживала австрийский императорский дом Габсбургов. Выступить против Польши Россия согласилась, ибо это вполне соответствовало ее собственным интересам. В 1629 г. в Москве подписали "Договор о союзе и торговле между Людовиком XIII, королем Франции, и Михаилом Федоровичем, царем Московии". Французским купцам создали хорошие условия для торговли в Москве, Архангельске и Новгороде, но им категорически запретили иметь католическое богослужение в России; не разрешили им также свободно провозить товары через русскую территорию из Персии в Прибалтику и обратно. В 1632 г. во исполнение договора Россия начала войну с Польшей.

    Кардинал построил в своем скромном родовом имении не только роскошный дворец, но и целый новый город по единому плану — город Ришелье. Строительством руководил с 1627 г. королевский архитектор Жак Лемерсье; в середине XVII в. город Ришелье насчитывал уже 4 000 жителей.

    В 1634 г. по проекту Ж. Лемерсье пристроили великолепную фигурную лестницу к главному фасаду замка Фонтенбло. Парадный двор перед главным фасадом назывался двором Белой Лошади, так как еще во времена Екатерины Медичи в его центре установили огромную гипсовую фигуру лошади; ее разбили в 1626 г.

    Ришелье уделил много сил и внимания борьбе со всемогуществом Испании. В 1630 г. по его решению Франция стала помогать деньгами Швеции, вступившей в Тридцатилетнюю войну с Испанией; в 1635 г. Франция стала принимать участие в военных действиях одновременно в Нидерландах, Германии, Италии и Испании, то есть во всех владениях семейства Габсбургов. Но в ответ в 1636 г. испанские войска вошли в Пикардию и Гиень, а немецкие — в Бургундию. Испанцы даже двинулись на Париж, но вернулись, будучи разбиты в 20 лье от столицы.

    Благодаря усилиям кардинала Франция успешно противостояла Испании. В 1634 г. Ришелье добился успеха еще в двух очень важных делах: во-первых, Лотарингия перешла под власть французского короля, во-вторых, удалось вернуть в Париж Гастона Орлеанского, младшего брата короля; ведь Гастон, находясь вне поля зрения Ришелье, представлял большую опасность, ибо, как магнит, притягивал к себе всех недругов Франции.

    Всю жизнь кардиналу приходилось проявлять чудеса дипломатического искусства, чтобы удержаться на гребне власти рядом с капризным, самолюбивым и неумным королем. Досаждала первому министру также и очаровательная Анна Австрийская, ничего толком не смыслившая в государственных делах и симпатизировавшая врагам Франции; она была причастна к заговорщикам, намеревавшимся убить Ришелье и заключить невыгодный для Франции мир с Испанией; но в последний момент сама выдала их всех кардиналу.

    Ришелье оставил по себе память в архитектуре Парижа. Он был ректором Сорбонны и позаботился о новом помещении для этой особо уважаемой коллегии университета, славившейся как центр изучения богословия. По его повелению и на его средства в 1629 г. построили дворец Сорбонны (в конце XIX в. его основательно перестроили). В подлинном виде сохранилась только церковь Сорбонны, освященная в 1642 г. Автором ее является Ж. Лемерсье, главный архитектор того времени. Эта двухъярусная церковь с колоннами, статуями и куполом представляет собой один из прекрасных образцов французского барокко, где величие сочетается с особой элегантностью; здесь не осталось ничего от тяжеловесной роскоши французского Ренессанса, но и не появилась прихотливость изогнутых линий, свойственная римскому барокко (хотя принято считать, что Лемерсье взял за образец церковь Иль Джезу в Риме, а купол заимствовал у собора св. Петра в Ватикане). Церковь Сорбонны- первая купольная церковь во Франции.